Новые формы работы в доме культуры


Шороховский Дом культуры.

Информация о Шороховском Доме культуры.

Структурное подразделение  Автономного учреждения «Культура и молодёжная политика» Исетского муниципального района Тюменской области.

Адрес: 626372,Тюменская область, Исетский район, село Шорохово, ул. Калинина, 13,телефон, факс 8(34537)27-2-29.

Профессиональный коллектив 3 человека. Заведующая Домом культуры – Мария Михайловна Сулейманова. Руководит Шороховским ДК с 2007 года. За творческий, инновационный подход к работе отмечена Благодарностью, Почетной грамотой АУ «Ки МП», неоднократно грамотами главы Шороховского сельского поселения.

Методист Данилюк Алексей Антонович имеет стаж работы в культуре более 10 лет. За многолетний труд отмечен Благодарностью, Почетной грамотой АУ «КиМП», Почетной грамотой главы Исетского муниципального района.

 Специалист по работе с молодежью Дикусар Яна Григорьевна, работает с марта 2014 года.

Помимо своих должностных обязанностей, творческие работники занимаются общественной работой. Являются членами партии «Единая Россия» и членами Шороховской  добровольной народной дружины.

Шороховский Дом культуры расположен в центре села, представляет собой двухэтажное кирпичное здание, в котором расположены: дискотечный зал, киноконцертный зал на 250 посадочных мест, бильярдная комната, театральная студия, вокальная студия, тренажёрный зал, методический кабинет, художественная мастерская, кабинеты специалистов,  костюмерная комната, теннисный зал, подсобные помещения, комната для ветеранов.

Общая площадь помещений Дома культуры составляет  447,7 кв. м.

Работа Шороховского Дома культуры направлена на организацию досуга детей, подростков, молодежи, людей пожилого возраста и других категорий, на развитие творческих способностей населения, на организацию мероприятий исполнительского характера: спектаклей, творческих вечеров, бенефисов, представлений, концертов, дискотек, фестивалей, конкурсов, игровых программ и многое другое.

Работа Дома культуры развивается за счет внедрения новых идей и форм работы, принимаются  во внимание современные запросы населения. Творческая активность работников культуры повысилась благодаря компьютерным технологиям и материальной базе.

Деятельность Шороховского  Дома культуры:

- режим работы: с 9:00 – 22:00

Пятница и суббота: с 9:00 -24:00

- год открытия: 1988.

- количество клубных формирований, участников в них: 18 (224 чел.), в том числе творческих объединений для детей: 12(124 чел.);

Услуги, оказываемые Домом культуры:

      Платные:

  • Концерты;
  • Поздравление на дому;
  • Театрализованные детские утренники;
  • Вечера отдыха;
  • Дискотеки;
  • Театрализованные представления, утренники, концертные и игровые программы.
  • Выпускные вечера;
  • Оформление объявлений;
  • Изготовление рекламных щитов;
  • Бильярд;
  • Теннис;
  • Прокат костюмов;
  • Разработка сценариев;
  • Тренажерный зал;
  • Прокат музыкальной аппаратуры;
  • Проведение семейных торжеств;
  • Услуги ведущего;

Бесплатные:

  • Работа клубных формирований, культурно-досуговые мероприятия, мероприятия  для людей с ограниченными физическими возможностями и детей «группы риска», новогодние представления для малоимущего населения и пенсионеров, работа летней культурно-досуговой площадки, игровые программы для летнего пришкольного лагеря, развлекательные и игровые программы,  для детей из группы дневного пребывания центра СОН «Забота» и многое другое.

Отчет о результативности и эффективности работы

Шороховского Дома культуры.

Шороховский Дом культуры прочно вошел в быт односельчан и стал неотъемлемой частью общественной жизни, ДК выступает как важнейший центр общения людей . Нет в Шорохово человека, который бы не побывал в  Доме  культуры, за 26  лет здесь прошло огромное количество мероприятий, только за  текущий период 2014 год провели 450 мероприятий для разных возрастных категорий. Средняя наполняемость залов на культурно – досуговых мероприятиях 90 человек. За истекший период 2014 год наши мероприятия посетили более 14.188 человек.

Уровень  художественно-эстетических оформлений довольно высок, в нашем коллективе трудится художник-оформитель с большим стажем работы.

Творческий коллектив Шороховского Дома культуры создает жителям Шороховского сельского поселения все  условия для развития и отдыха, различные по форме и тематике культурно-досуговые мероприятия, праздники, конкурсы, выставки, вечера отдыха, музыкальные пьесы, дискотеки, игровые и развлекательные программы.

План работы на год планируется совместно со всеми структурными подразделениями, находящимися на территории сельского поселения. Большая часть мероприятий  проводится в тесном сотрудничестве с  администраций сельского поселения, школой, общественной ветеранской  организацией, предпринимателями села.

Ведётся работа клубных формирований, творческих коллективов, кружков, студий, любительских объединений, клубов по интересам – всего их 18, в которых занимается 224 человека.  Среди них детей и подростков-124 человека. Каждую пятницу  демонстрируются художественные и мультипликационные фильмы для детей и взрослых.

Специалисты Шороховского Дома культуры предлагают услуги, которые носят интегрированный характер и могут быть представлены в различной форме: массовой, камерной, индивидуальной, интерактивной,  на любой демонстрационной площадке (в зрительном зале, танцевальном , на площади, стадионе, в учебном заведении).

Любое мероприятие, которое проходит в Шороховском Доме культуры, имеет свою особенность, свой масштаб, свой повод. В практику прочно вошли и оказались востребованными, календарные народные праздники.

Шороховский  Дом культуры славится своим творческим потенциалом. Каждому, кто впервые приходит в ДК, специалисты подскажут занятие по душе, помогут раскрыть индивидуальный внутренний талант.

На постоянной основе в течение нескольких лет работают : студия изобразительного искусства  «Акварель», руководителем которой является А.А.Данилюк, хор русской песни «Черемушка», хореографический коллектив «Алмазики», в котором занимается 12 подростков, вокальная студия «Домисолька».

Дети и подростки в студии «Акварель» могут приобретают навыки изобразительного творчества, знакомятся с различной техникой рисования, жанрами искусства.

Детская студия «Мимикрия» радует зрителей своими спектаклями и сказками . Детские кружки : «Ведущий игровых программ», «Домисолька», «Красота своими руками» направлены на эстетическое и нравственное воспитание детей, развитие их творческого потенциала. Детскими кружками руководит заведующая ДК Сулейманова М.М.

Для того чтобы заложить в умы и сердца молодых людей зерно патриотизма, гордость за свою Родину, в Доме культуры используется богатейший арсенал средств и форм культурно-досуговой работы совместно с  ветеранами войны, тружениками тыла.

Специалисты Шороховского Дома культуры стараются разнообразить досуг людей пожилого возраста, вовлекают их в активную общественную жизнь, индивидуально приглашают на мероприятия, поздравляют с юбилеем на дому, организовывают и проводят встречи за чашкой чая.

Специалисты Шороховского  Дома культуры – это  творческий коллектив, объединяющий любителей самодеятельного творчества. Каждый может найти себе занятие по сердцу, ведь для работников Дома культуры  нет ничего невозможного!

Ежегодно специалисты Дома культуры повышают профессиональное мастерство и творческий потенциал. Весь коллектив принял участие в программе губернатора Тюменской области по повышению компьютерной грамотности населения «Расширяя горизонты». Заведующая ДК М.М. Сулейманова в 2014 году прошла обучение в центре переподготовки и повышения квалификации специалистов по программе «Технология эффективной профессиональной деятельности» и «Методика организации и проведения тематический праздников». На ежемесячных семинарах работников культуры в АУ «КиМП» прошла обучение по темам, касающимся непосредственно организации досуговой деятельности:

 «Малый театр в сельской глубинке», «Игровые программы», «Эстрадное пение», «Платные услуги: формы и методы работы,«Летняя занятость детей и подростков»,«Методика работы с детьми «группы риска»», «Трудоустройство несовершеннолетних подростков в летний период», «Разнообразные формы работы с детьми на культурно-досуговых площадках по месту жительства», а также обучение по противопожарной безопасности и охране труда.

Материально – техническая база Шороховского Дома культуры.

Материально-техническая база Дома культуры соответствует современным требованиям оснащения учреждений культурно-досуговой деятельности.

         Обновляются костюмы для театральной  студии, офисная мебель для кабинетов специалистов, оборудован «живой уголок» (черепахи, рыбки), обновили «одежду сцены», занавес.

Инновационные формы, и методы работы с учётом особенностей различных категорий населения:

  • Возрождение традиций детских (уличных) дворовых игр;
  • Мастер – классы по обучению играм в клубе «Выходной день»;
  • Выставки творчества для различной категории населения;
  • Киносеансы-3Д;
  • Встречи с интересными людьми. Музыкальные вечера. Обрядовые игры – эстафеты.
  • Ведущие   во время концертов начали практиковать свободное общение, диалоги со зрителями.
  • Во время проведения игровых программ с детьми ведется видеосъемка, трансляция которой передаётся на экран. Во время проведения дискотек демонстрируются видеоклипы и ролики с рекламой здорового образа жизни.
  • В период летних каникул совместно с детьми осуществляется реализация экологического проекта «Мир вокруг нас», который разработан специалистами  ДК, ежегодно проходит акция «Чистота в родном селе»;
  • Поздравление с праздником         Победы и днем рождения на дому ветеранов войны и тружеников тыла.

Участие в конкурсах различного уровня.

  • Районный фестиваль «Мост Дружбы». Представляли армянское подворье, (танец «Кочари», песню «Армения моя», обряд сватовства, национальную кухню, национальный костюм). Награждены Диплом Лауреата фестиваля;
  • Районный фестиваль профессионального мастерства работников культуры «Мастера хорошего настроения», в номинации «Лучшее учреждение культуры» -Диплом 1 степени;
  • Районный конкурс ведущих игровых программ « Кто во что горазд!» - Диплом 1 степени;
  • Районный конкурс «Исетские созвездия» в номинации театральное творчество - Диплом 3 степени (2013 год).
  • Районный конкурс плакатов         «Слагаемые здоровья» - Диплом 2 степени;
  • Районный фестиваль «Сибирские родники» в номинации хореография (танцевальный коллектив) - Диплом 2 степени, в номинации хореография (соло) - Диплом 3 степени. В номинации вокал (соло) - Диплом 3 степени;
  • Областной конкурс на предоставление денежного поощрения «Лучшее муниципальное учреждение культуры, находящееся на территории сельского поселения» - Диплом лауреата конкурса. Тюмень 2014 год.
  • Тюменский открытый  фестиваль ведущих и исполнителей игровых программ для людей с ограниченными физическими возможностями «Затея-2010» - Диплом 2 степени;
  • Шороховская сельская спартакиада. Команда государственного учреждения - Диплом 2 степени;               
  • Районный фотоконкурс «Мой национальный костюм» - Диплом участника;
  • Районный фестиваль «Трудовое лето» - Диплом 1 степени в номинации «Парад профессий»;

Ежегодно осуществляется подписка не менее чем на шесть периодических изданий: «Дом культуры», «Чем развлечь гостей», «Народное творчество», «Сценарии и репертуар», «Клуб» и другое, что даёт возможность предоставления большего объёма методической литературы.

Дом культуры также тесно сотрудничает с районной газетой «Заря», в которой часто публикуются статьи о деятельности культурной жизни села Шорохово.                     

Заведующая Домом культуры

Мария Михайловна Сулейманова

kultura-ir.ru

КУЛЬТУРА: НОВЫЕ ФОРМЫ РАБОТЫ

Подробности Категория: Новости Опубликовано: 07 ноября 2012 Просмотров: 2294

Областной дом народного творчества в этом году практикует проведение смотров-конкурсов по новой схеме. Теперь не творческий коллектив едет в областной центр на презентацию своей программы, а жюри выезжает в районы. На днях представители из Курска побывали в нашем районе, где на базе Новокасторенского КЦД «Эдельвейс» состоялись сразу два разноплановых мероприятия, в которых участвовали директора и художественные руководители муниципальных учреждений культуры.

Быть здоровым – это модно! 

Первой на суд жюри была представлена дискотечная программа «Молодежь против наркотиков», подготовленная самодеятельной молодежной группой КЦД «Эдельвейс» под руководством худрука Жанны Утицких. Продуманный сценарий, эмоциональная игра участников – старшеклассников местной школы, действительно «работают» на неприятие молодежью алкоголя, табака, наркотиков, особенно учитывая тот факт, что программа подготовлена не специально к конкурсу, а активно используется в повседневной работе. В «Эдельвейсе» умеют найти «изюминку» при подготовке практически к каждому мероприятию. Вот и сегодня, как бы из небытия, появляется Властитель тьмы со своими подручными, готовыми все сделать, чтобы склонить молодых на свою сторону. Что противопоставить взамен? Красоту, труд, знание. Если стремиться к ним, времени на сомнительные удовольствия не останется. В клубе же вас научат петь, красиво двигаться, перевоплощаться в различные образы – словом, удивлять себя и народ. Не случайно новокасторенские ребята так органичны на сцене, на танцполе. Они – пример для подражания, вос-хищения. И если они говорят «нет!» наркотикам на понятном для сверстников языке, то последние обязательно прислушаются. Эффектным завершением программы стало сжигание чучела, воплощающего пороки. Конечно, это случилось уже не в зале, а на площадке рядом с КЦД.

Все происшедшее было заснято на видео, чтобы при подведении результатов жюри учло каждый нюанс. Судя по реакции гостей из Курска, программа новокасторенских культработников произвела на них хорошее впечатление.

Отдыхаем с пользой

Областной смотр-конкурс любительских объединений и кружков «Отдыхаем с пользой» призван выявить народные таланты, которые, в свою очередь, находят местные культработники. Хобби есть почти у каждого человека: кто-то отличается в рукоделии, кто-то делает успехи в спорте, кто-то осваивает замысловатые кулинарные рецепты, кто-то колдует над выращенным из семечка цветком… Объединить увлеченных людей разных возрастов под крышей дома культуры – одна из задач, стоящих сегодня перед культработниками. Такой опыт уже есть, например, в Благодатенском доме культуры. На областной смотр-конкурс его работники представили выставку игрушек, связанных крючком жительницей села Н.М. Обуховой. На вышитой скатерти разместились яркие симпатичные зверушки, букеты цветов и даже церквушка с золотыми куполами… Вот что могут сотворить из клубочка ниток умелые руки! Между тем все началось с того, что Нина Максимовна однажды связала грибок из остатка клубка. Игрушка понравилась внукам. Когда работ собралось достаточно, их выставили в ДК, еще через год мягкие игрушки из Белогорья побывали на выставке в Курске. А мастерица придумывает все новые и новые сюжеты. И немалую роль в этом сыграло деятельное участие культработников.

А. ГЕРМАНОВА.

xn----8sbemcppzibugejf.xn--p1ai

Новые формы работы творческих коллективов Дома культуры

       С 2011 года коллектив ЦРДК успешно внедряет новые формы в работу. В канун и в день празднования «Дня Победы» ЦРДК совместно с Управлением образования, Отделом культуры молодёжной политики и спорта ГО «Александровск-Сахалинский район» проводятся акции: «Георгиевская лента», «Вахта памяти» и «Свеча памяти».

        В акции «Георгиевская лента» задействованы юноши и девушки общественной детско-юношеской организации «Дельфин» при Центре детского творчества «Радуга», студенты-активисты учебных заведений города.

В 2014 году впервые в день празднования Дня победы александровцы приняли активное участие во Всероссийской  акции «Бессмертный полк» с торжественным шествием к обелиску «Павшим воинам в годы Великой Отечественной войны».  Праздничную колонну возглавил «Александровский бессмертный полк». Впервые был торжественно дан старт автопробегу «Память», который в нашем городе проводился на добровольных началах. В нем приняли участие десять владельцев личного автотранспорта и автотранспорта учреждений и предприятий города.  Чтобы придать автоколонне яркий и более узнаваемый вид, организаторы использовали не только флаги, шары, но и рисунки на машинах соответствующей тематики, в этом оказали содействие выпускники Детской школы искусств. Маршрут автопробега был небольшим, два населенных пункта с. Арково, где участники автопробега встретились с сельским старожилам, помнящим суровые годы войны, будучи ребенком  и с. Мгачи, где приняли участие в праздничном митинге. На протяжении всего маршрута в автопробеге принимал участие настоятель православного прихода Покрова Божьей матери игумен Амвросий, который провел молебен в каждом населенном пункте.

В «Вахте памяти» участвуют учащиеся старших классов МБОУ СОШ №6, участники Областной военно-спортивной игры «Победа». Ребятам, которые достигли успехов в учёбе, спорте, оказывается высокая честь, совместно с работниками ГОВД нести «Вахту памяти» у Обелиска погибшим воинам в «День Победы» 9 мая и в 2 сентября – в «День окончания Второй Мировой войны».

Приятно смотреть на юношей и девушек, одетых в форменную одежду, как они, чеканя шаг, под звуки военного марша идут, а затем по команде старшего сменяют друг друга, замирая у Обелиска.

Кульминацией праздника была акция «Свеча памяти», которая проводится в вечернее время. Для этого изготовлена и установлена на площадке у Обелиска погибшим воинам, основа в форме пятиконечной звезды, в лучах которой, установлены лампады.

В назначенное для проведения мероприятия время все жители города собираются на городской площади, где идёт тематический концерт, и можно приобрести свечи. После объявления начала шествия собравшиеся жители на площади с зажженными свечами в руках идут к Обелиску. Шествие сопровождается музыкой реквиема. Когда вся процессия подходит к Обелиску, начинается поэтический мини - митинг. В 2013 – 2014 гг. в нашем городе состоялись II и III городской Фото-квест (интеллектуальная – гонка) «Осень 2013 года» и «Осень 2014 года».

В этих мероприятиях принимали участие учащиеся школ и учебных заведений города. Они получали задания за 3 часа сделать фотографии с помощью одного фотоаппарата, без внешней пост-обработки по теме «Осень» в номинациях «Ракурс», «Лицо в толпе», «Былое», «Дыхание осени» и «Отражение».

 

Задания игры подразумевали максимально творческий и нестандартный подход к их выполнению. По истечении заданного времени, состоялся просмотр фотографий и оценка их профессиональным жюри. В жюри конкурса вошли: профессиональный художник-фотограф, художник-постановщик народного театра ЦРДК, художественный руководитель ЦРДК, а также специалист Отдела культуры, молодёжной политики и спорта ГО «Александровск-Сахалинский район». Завершилось это необычное мероприятие награждением победителей, обсуждением результатов с просмотром работ, мастер-классом фотохудожника. Эта форма работы по опросам участников, удачна и её решено применять в дальнейшей работе ЦРДК.

Инициаторами еще одной новой и необычной формы работы – Флешмоба - стали  участники молодёжного творческого объединения «Исключение из правил» во главе с руководителем Станиславом Сушковым.

Все эти новые  формы работы охватывают и объединяют подростков и молодежь, а вместе с этим приобретают популярность.

Участие в областных конкурсах и фестивалях

1 и 2 февраля в селе Восток Поронайского района в Доме культуры «Энергетик» с успехом прошел Областной фестиваль – конкурс мужского вокала «Голоса для любимых», в котором приняли участие молодые певцы Эстрадной студии «Бриз» Александровск - Сахалинского Дома культуры. Один из участников завоевал грамоту за участие в фестивале и специальный приз мэра Поронайского района. Грамоту за участие в этом фестивале заслужил и  вокально-инструментальный ансамбль Дома культуры «Токи».

        28 и 29 марта 2014 года три участника эстрадной студии «Бриз» Дома культуры участвовали в IV – ом открытом муниципальном фестивале народного творчества «Звезды северной столицы», прошедшем в МБУ г. Оха. Один из участников получил диплом, а два – дипломы лауреатов фестиваля.        28 - 30 марта 2014 года старшая группа Народного хореографического ансамбля «Сахалиночка» приняла участие в Областном фестивале-конкурсе современной хореографии «Импульс нового времени», состоявшемся в Доме культуры «Родина» в г. Южно – Сахалинске и получила грамоту за участие в культурном мероприятии.        16 августа 2014 года ВИА гуппа «Токи» выступила на XI – м  Областном рок-фестивале «КИНОглики» памяти Виктора Цоя. Рок-фестиваль  в РЦД п.г.т. Ноглики и была награждена памятными сувенирами.       29 и 30 декабря 2014 года в Александровск – Сахалинском Центральном районном Доме культуры прошел VII - Областной фестиваль «Роза островных ветров». В нём приняли участие 14 солистов эстрадной студии «Бриз» Дома культуры. Два участника «Бриза» завоевали дипломы лауреатов фестиваля, пять - дипломы фестиваля, а шесть - грамоты за участие. Принял яркое участие в фестивале и ВИА «Токи» и завоевал диплом.

       Два участника объединения фото-любителей «Ракурс»  приняли участие в Фотоконкурсе «Острова культуры» который проводил в декабре 2014 – январе 2015 года Сахалинский

Областной краеведческий музей в г. Южно-Сахалинске.

       Коллективом народного театра ЦРДК в ноябре 2014 года дан спектакль «Палата бизнес-класса» в пгт. Смирных. Режиссер Г. В. Подернев был приглашен в пгт Ноглики для проведения «Мастер-класса». Артисты театра ежегодно принимают участие в Областном конкурсе чтецов «Живое слово», представляя свои творческих работы, завоёвывая грамоты, дипломы, звания Лауреат и Гран-при.         Народное любительское объединение «Палитра» в 2014 году участвовала в передвижной персональной выставке «Книга без слов» в г. Оха, которую представила руководитель любительского объединения Е. Н. Иванова. А так же участвовали в V Международном обжиге керамических изделий под открытым небом в г. Невельске. Развитие народного творчества и любительского искусства

        5 сентября 2014 года, в канун 145-летия города Александровска – Сахалинского в Доме народного творчества открылась выставка Анатолия Александровича Абрамова «Дорогу осилит ведущий». Анатолий Александрович предоставил вниманию александровцев красочные пейзажи сахалинской природы и величественную красоту города на Неве.

В Доме народного творчества прошла передвижная выставка «Гости из Тымовской долины», работы декоративно-прикладного творчества были привезены из детско-юношеского центра пгт. Тымовское. Детский коллектив «Театр малых форм» «Чародеи», гастролировал по району в селах Арково, Хоэ, Мгачи  - с театрализованным представлением «Светлое древо семьи».

Творческое сотрудничествоБлагодаря современному техническому оснащению (свето - звуковой  аппаратурой), мы принимаем профессиональных артистов Российской эстрады: Ираклия Пирцхалава, Кая Метова, Игоря Слуцкого, Сергея Лукъяненко, певицу Варвару, Ефима Шифрина, Сергея Дроботенко, Геннадия Ветрова, группу «Не пара».

Ефим Шифрин

Шарон Кларк

певица Варвара

Кай Метов

Юлия Савичева

Ираклий Пирцхалаев

crdk2016.shl.muzkult.ru

Культурно-досуговые учреждения в современных условиях

Администрация Дятьковского района

Муниципальное учреждение культуры Дятьковского района

«Межпоселенческий культурно-досуговый центр»

Методическая разработка

Культурно-досуговые учреждения

в современных условиях.

Составила: – зав. сектором

организационно-методической работы МУК

Дятьковского района «МКДЦ»

2011г.

Содержание.

Введение…………………………………………………………………………2

I. Основные виды организаций культуры

Российской Федерации………………………………………………………..4

1.1. Формы деятельности учреждений культуры……………………………..4

1.2. Формы собственности учреждений культуры…………………………...5

II. Характеристика учреждений культуры

в свете современных реформ…………………………………………………7

2.1. Клубные учреждения…………………………………………………….....7

2.2. Библиотеки…………………………………………………………………11

2.3. Музеи……………………………………………………………………….15

2.4. Многофункциональные центры культуры (комлексы)…………………20

2.5. Значение культурно-досуговых учреждений для духовного и

экономического развития культуры страны………………………………….23

Заключение……………………………………………………………………...25

Список литературы……………………………………………………………..27

Введение.

«Культурно-досуговые учреждения представляют собой образную модель организации культурно-досугового пространства. В ней с помощью специфических художественных средств закладывается эстетическая значимость культурно-досуговой среды, обладающей качествами красоты, художественности, поэтичности, лиричности и т. д. Эти качества культурно-досуговой среды обращены к человеку: посетителю, зрителю, потребителю.» Это выдержка из учебника под редакцией «Культурно-досуговая деятельность». Эти слова будут актуальны всегда, так как в них конкретно, емко сформулированы как понятие учреждения, так и направленность его деятельности.

Что касается направлений деятельности, они определены в учебном пособии «Деятельность учреждений культуры»: «Основные направления в деятельности учреждений культуры: информационно-просветительное, художественно-публицистическое и культурно-развлекательное. Все эти направления взаимосвязаны, но тем не менее каждое из них имеет свою специфику.»

На основании решения тех или иных специфических задач выделяются различные типы культурно-досуговых учреждений, которые будут рассмотрены в данной работе.

Опыт работы в культурно-досуговой сфере показывает, что для того чтобы учреждение выжило в современных экономических условиях, руководителям необходимо четко разбираться в нормативно-правовой базе КДУ, которая находится в стадии реформирования.

Для автора данного исследования этот вопрос является приоритетным в профессиональной деятельности, поэтому работа не преследует цель раскрыть творческий аспект учреждений культуры, но проанализировать новые организационно-правовые формы данных учреждений.

Так как проблемы для всех организаций культуры являются сходными, перечисления всех видов учреждений не будет. Тема будет рассмотрена на примере самых распространенных видов КДУ: клуб, библиотека, музей, многофункциональные центры культуры.

В заключении исследования будут названы основные проблемы КДУ в современных условиях. Конечно, невозможно предложить пути решения всех вопросов, но некоторые рекомендации будут содержаться в тексте работы.

Цель исследования: на основе изучения современных государственных и региональных нормативно-правовых актов, а также источников учебной, научно-популярной, публицистической литературы оценить деятельность современных культурно-досуговых учреждений Российской Федерации; выявить проблемы деятельности КДУ в современных условиях; подчеркнуть необходимость изыскания новых форм и методов работы КДУ в современных условиях; раскрыть роль КДУ в развитии российской культуры.

Задачи исследования: Раскрыть понятие культурно-досугового учреждения; охарактеризовать деятельность учреждений культуры в современных условиях; изучить способы, формы, методы работы творческих коллективов разных видов КДУ в свете реформ.

Объект исследования: культурно-досуговые учреждения.

Предмет исследования: особенности работы учреждений культуры в свете современных реформ.

База исследования: исследование базируется на изучении нормативно-правовых актов государства, регионов, муниципальных образований; исследования, тестирования творческих коллективов КДУ России, опубликованные в журналах «Справочник руководителя учреждения культуры», за гг.; учебные пособия , , и т. д.

Методы: анализ литературы, нормативно-правовых актов, научно-популярных статей периодических изданий.

I. Основные виды организаций культуры Российской Федерации.

1.1. Формы деятельности учреждений культуры.

Согласно определению, данному в Законе РФ «Основы законодательства Российской Федерации о культуре» организации культуры – организации, основным видом деятельности которых является деятельность, направленная на сохранение, создание и распространение культурных ценностей, предоставление культурных благ населению.

С 90-х годов сфера культуры постоянно реформируется, целью реформ является модернизировать учреждения культуры для того, чтобы они могли существовать в современной экономической обстановке.

19 апреля 2010г. был доработан проект федерального закона «О культуре в Российской Федерации», и здесь мы видим перечень видов деятельности в сфере культуры, на основе которых и должны создаваться культурные учреждения. Определение звучит так: «Организациями культуры в Российской Федерации являются организации разных форм собственности и организационно-правовых форм, осуществляющие один или несколько видов деятельности в сфере культуры из предусмотренных статей 30 настоящего Федерального закона…»

На основании данных нормативно-правовых актов в зависимости от формы деятельности можно подразделить организации культуры на:

1) организации, основная деятельность которых направлена на публичный показ спектаклей, концертов, цирковых, эстрадных и других представлений и (или) их организацию и подготовку;

2) организации, основная деятельность которых носит культурно-досуговый, культурно-просветительский характер в сфере культуры;

3) организации, основная деятельность которых носит научно-методический и информационный характер в сфере культуры;

4) организации, основная деятельность которых направлена на удовлетворение потребностей населения в культурном развитии, на получение первичных знаний, навыков художественного творчества, приобретение начального и среднего профессионального художественного образования;

5) иные организации, основная деятельность которых направлена на сохранение. Создание, распространение культурных ценностей, предоставление культурных благ населению.

1.2. Формы собственности учреждений культуры.

В настоящий момент в зависимости от форм собственности организации культуры подразделяются на:

1) государственные организации культуры;

2) муниципальные учреждения культуры;

3) частные организации культуры;

4) иные организации культуры.

а) Государственные учреждения культуры обеспечивают выполнение государственных задач по реализации конституционного права граждан на участие в культурной жизни. К ним относятся:

1) федеральные государственные учреждения культуры, основанные на государственной собственности РФ и подчиненные уполномоченному органу РФ в сфере культуры;

2) областные государственные учреждения культуры, основанные на государственной собственности области и подчиненные уполномоченному органу области в сфере культуры;

3) использование областными государственными организациями культуры имущества, находящегося федеральной, государственной, муниципальной или частной собственности, осуществляется в соответствии с законодательством РФ.

4) Уполномоченный орган администрации области в сфере культуры осуществляет взаимодействие по вопросам культурной деятельности с федеральными областными государственными организациями культуры.

б) Муниципальные организации культуры обеспечивают выполнение задач муниципального образования по реализации конституционного права граждан на участие в культурной жизни.

1) К ним относятся организации культуры, основанные на муниципальной собственности и подчиненные органам местного самоуправления.

2) Использование муниципальными организациями культуры имущества, находящегося федеральной государственной собственности, государственной собственности области или частной собственности, осуществляется в соответствии с законодательством РФ.

4) Уполномоченный орган администрации области в сфере культуры осуществляет координацию и методическое обеспечение деятельности муниципальных организаций культуры.

в) Частные организации культуры – организации, основанные на частной собственности

1) Уполномоченный орган администрации области в сфере культуры осуществляет координацию и методическое обеспечение деятельности частных организаций культуры.

2) Использование частными организациями культуры имущества, находящегося федеральной государственной собственности, государственной собственности области или муниципальной собственности, осуществляется в соответствии с законодательством РФ.

3) Граждане или объединения граждан, осуществляющие культурную деятельность, без образования юридического лица имеют право на государственную поддержку наравне с частными организациями культуры.

Таким образом в соответствии с законодательством существует возможность создания множества форм организаций культуры. Все их описать в данном исследовании невозможно. Поэтому обратимся к основным наиболее распространенным видам учреждений культуры Российской Федерации:

учреждения клубного типа, библиотеки, музеи, многофункциональные центры культуры (комлексы).

II. Характеристика учреждений культуры в свете современных реформ.

2.1. Клубные учреждения

Современные клубные образования (государственные клубные учреждения, общественные, коммерческие, частные клубные предприятия) – это социально-культурные институты, где реализуется профессиональная деятельность специалистов в области организации досуга. Их задача заключается в создании необходимых условий для удовлетворения общественных потребностей в отдыхе, оздоровлении, общении, развитии культуры, творчества, многообразных форм досуговой активности людей.

Рассмотрим клуб в аспекте учреждения культурно-досугового типа.

Его структурными единицами являются учебно-творческие студии, любительские объединения, коллективы художественной самодеятельности и технического творчества, клубы по интересам и другие инициативные формирования, в том числе и ассоциированные, которые обычно входят в состав клуба на условиях договора или коллективного подряда.

Выделяют следующие виды клубных учреждений:

- сельские (поселковые, городские) клубы;

- сельские (центральные, зональные, районные, городские, окружные, областные, краевые, республиканские) Дома и Дворцы культуры;

- центры культуры и досуга, культуры и искусств;

- культурно-спортивные, социально-культурные, культурно-досуговые комплексы, эстетического воспитания детей, технического творчества, клубы и дома творческой интеллигенции, женщин, молодежи, пенсионеров, центры традиционной культуры, дома ремесел и фольклора, национально-культурные центры, автоклубы, агиткультбригады, плавучие культбазы.

В настоящее время каждое учреждение культуры должно действовать на основании Устава и должно быть наделено статусом юридического лица, который определяет позиции деятельности организации в правовом поле и наименование КДУ:

- первая часть указывает на организационно-правовую форму:

а) «федеральное государственное», «республиканское государственное» «краевое государственное», «Областное государственное», «муниципальное» (на основании Общероссийского классификатора (ОКФС), введенного в действие постановлением Государственного комитета РФ по стандартизации и метрологии «О принятии и введении в действие общероссийских классификаторов» и Гражданского кодекса РФ (ст.214, ст.215);

б) «бюджетное», «автономное» (указанное изменение введено Федеральным законом -ФЗ «Об автономных учреждениях»);

в) «учреждение» (поскольку учреждения культуры созданы собственником для осуществления функций некоммерческого характера и финансируются им полностью или частично(ст.120 ГК РФ)); в то же время могут быть организации в виде общества с ограниченной ответственностью, унитарные предприятия и т. д.

г) «культуры» (вид деятельности организации в соответствии с Общероссийским классификатором экономической деятельности (ОКВЭД) введенным в действие постановлением Государственного комитета РФ по стандартизации и метрологии -ст «О принятии и введении в действие ОКВЭД»;

- вторая часть наименования несет информацию о виде учреждения и географической привязке данной организации, а также об ее учредителе (на основании примерного положения «О государственном и муниципальном учреждении культуры клубного типа», рекомендованного решением Коллегии Министерства культуры РФ.

С учетом изложенного нетрудно составить общую формулу, по которой определяется вся информация об учреждении клубного типа:

Таблица 1. Образование полного наименования учреждения культурно-досугового типа.

Форма

собственности

Вид

Форма

организации

Вид экономи-ческой деятельности

Тип учреждения

Принадлежность к административно-территориальному образованию

Федеральное государственное

Республиканское государственное

Краевое государственное

Областное государственное

Муниципальное

+

бюджетное

автономное

+

учреждение

+

культуры

+

Дом культуры

Культурно-социальный комплекс

Сельский Дом культуры

Дом народного творчества

Дом фольклора

Дом ремесел

Национально-культ. центр

и т. д.

+

г. Москвы

Красноярского края

Брянской области

Дятьковского района

Сосновка

и т. д.

В Таблице 1 указаны основные типы клубных учреждений, все они имеют сходные цели, задачи и виды деятельности

Цели:

- повышение качества жизни населения посредством удовлетворения индивидуальных и общественных потребностей, связанных:

- с организацией досуга и приобщением к творчеству, культурному развитию, самообразованию, любительскому искусству и ремеслам;

- с сохранением и развитием любительского народного творчества;

- с развитием народных художественных ремесел;

- с сохранением и распространением фольклора народов Российской Федерации;

- с сохранением и развитием национальных культурных традиций.

Задачи:

-организация деятельности клубных формирований в сфере культуры и досуга населения;

-предоставление культурно-досуговых, информационно-просветительских, развлекательных консультативных и иных услуг населению и организациям;

-обеспечение деятельности, направленной на:

-организацию досуга и приобщению к творчеству, культурному - - развитию, самообразованию, любительскому искусству и ремеслам;

-сохранение и развитие любительского народного творчества;

-развитие народных художественных ремесел;

-сохранение и распространение фольклора народов Российской Федерации;

-сохранение и развитие национальных культурных традиций.

В условиях современной экономической политики большинство КДУ клубного типа Российской федерации (всего их около 70 тыс.) находятся в процессе преобразований, изменений, поиска оптимальных путей, форм, системы существования и развития. В соответствии Федеральным законом -ФЗ (ред. от 01.01.2001г) «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений» клубы смогут осуществлять свою деятельность в организационно-правовой форме как государственные (муниципальные) бюджетные учреждения культуры, или автономные учреждения. Эта реформа никак не влияет на деятельность учреждения в плане реализации его целей и задач, направленных на удовлетворение духовных потребностей населения, но предполагает повышение эффективности и качества предоставляемых услуг, создание условий и стимулов для сокращения внутренних издержек учреждений и привлечение ими внебюджетных источников финансового обеспечения.

Но, как бы не изменялась, государственная экономическая политика, на первом месте для работников клубных учреждений культуры стоит воспитание духовности, создание, распространение культурных ценностей, сохранение, развитие традиционной культуры, возрождение которой является фундаментом воспитания детей, подростков и молодежи – будущего страны.

2.2. Библиотеки

Библиотеки - широко распространенный тип учреждений культуры, осуществляющих собирание книг и других печатных изданий, их специальную обработку, пропаганду и организующих массовую работу с читателями.

По назначению, характеру выполняемой работы составу книжных фондов, методам их обработки, хранения и использования библиотеки подразделяются на массовые (публичные), учебные, научно-технические и специальные.

Наиболее распространенными видами государственных массовых библиотек с советских времен являлись сельские, районные, городские, областные, краевые, республиканские.

В ходе муниципальных реформ с 2003 по 2008 гг. осуществлялась законодательно обусловленная передача управленческих, имущественных и финансовых обязательств по содержанию библиотек сельским и городским поселениям, муниципальным районам или городским округам (Федеральный закон -ФЗ (ред. от 01.01.2001) «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»). В рамках совершенствования административной системы меняются правовой статус библиотек, их организационные формы, содержание деятельности. В связи с этим основная задача муниципальных библиотек – сохранить достигнутые результаты и обеспечить полноценное обслуживание населения.

По данным кафедры государственного управления, правового обеспечения государственной и муниципальной службы Российской академии государственной службы при Президенте РФ, в России 83% от общего числа поселений составляют сельские поселения. При этом, как отметил в своем выступлении спикер Государственной Грызлов на IV заседании Общественного комитета содействия развитию библиотек (г. Дмитров, Московская обл., 27 января 2009г.) в настоящее время в РФ насчитывается свыше 46 тыс. муниципальных библиотек, из которых около 35 тыс. (76% от общего числа) расположены в сельской местности.

Вследствие своей многочисленности и, как правило, отсутствия в сельских поселениях других учреждений культуры именно сельские библиотеки играют особо важную роль в обеспечении доступа населения к культурным и интеллектуальным ресурсам и являются главными центрами библиотечно-информационного обслуживания сельского населения.

В ряде регионов в 2005 – 2008 гг. была осуществлена реорганизация библиотечной сети в сторону уменьшения числа библиотек, приобретших статус юридического лица либо структурного подразделения других учреждений культуры.

Статус юридического лица получили ЦБС (централизованные библиотечные системы), которые в большинстве муниципальных образований были преобразованы в межпоселенческие, имеющие центральную районную или городскую библиотеку и библиотеки-филиалы в поселениях. Это способствовало сохранению библиотечного обслуживания населения в его традиционном виде и, что особенно важно, сохранению функций централизованного комплектования и методической помощи. Вместе с тем усовершенствовалась организационная структура центральных библиотек и библиотек-филиалов.

Помимо ЦБС в последнее время формируются новые организационные формы:

-муниципальные информационные центры;

-социально-библиотечные комплексы;

-культурно-досуговые, информационно-консультационные, информационно-сервисные, информационно-образовательные, а также специализированные библиотечно-информационные центры детского и семейного чтения, по проблемам детства, молодежи, обслуживанию инвалидов;

-региональные аграрные, экологические, краеведческие центры;

-информационные интеллект-центры;

-ресурсные центры по проблемам местного самоуправления и муниципальной информации;

-публичные центры правовой и деловой информации и др.

Также создаются модельные сельские библиотеки, мемориальные библиотеки, библиотеки-музеи.

На развитие библиотечного обслуживания в крупных городах влияют многие факторы, которые могут дополнять друг друга и взаимодействовать, а могут вступать в конфликт:

-образовательный уровень пользователей;

-внедрение в деловой обиход и быт населения информационных и коммуникационных технологий (ИКТ). Широкое внедрение электронной книги в недалеком будущем может привести к резкому снижению потребности населения в книгоиздательской продукции;

-среда обитания городских жителей. Культурная инфраструктура должна соответствовать величине населения и территории города для обеспечения жителям равного доступа к культурным ценностям. Большая протяженность городской территории обусловливает значительную миграцию населения в течение суток. У жителей крупного города остается мало времени для «содержательного» досуга.

–сфера развлечений - конкурент библиотеки крупного города. Развитая инфраструктура развлечений отвлекает от чтения и посещения библиотек и тем самым тормозит культурный и образовательный рост населения Досуговая деятельность – одно из важнейших направлений деятельности современных публичных библиотек. Однако, предлагаемые ими формы проведения досуга (творческие вечера, лекции, концерты, кружки, семинары и т. д.) требуют умственного напряжения, а усталый городской житель предпочитает в свободное время «расслабляться».

Пожалуй, важнее всего для публичных библиотек в крупных городах – умение постоянно адаптироваться к изменяющимся условиям существования:

- непрерывное развитие. Каждая библиотека (ЦБС) должна постоянно анализировать ситуацию и вести поиск новых решений;

- умение быстро и точно реагировать на изменение читательского спроса;

- состав библиотечного фонда публичной библиотеки должен полностью обновляться каждые 10-12 лет;

- комплектовать фонды в более строгом соответствии с потребностями основных (целевых) групп читателей;

Требование постоянной адаптации к меняющимся условиям внешней среды, на которые могут ответить далеко не все библиотеки, рождает напряжение внутри библиотечной системы. Наряду с лидерами – динамично развивающимися библиотеками и ЦБС – образуются библиотеки и ЦБС – аутсайдеры. Профессиональная конкуренция подстегивает сильных и лишает шанса на успех слабых.

Снять напряжение в профессиональной среде помогает создание профессиональных объединений (ассоциаций, обществ) библиотек и библиотекарей, способных наладить обмен опытом и выработать общие для всех библиотек решения.

На сегодняшний день в России существует всего 25 профессиональных библиотечных объединений. Из них два – городские (в Омске и Кургане) и 13 – региональные (со штаб-квартирой в центральных городах).

2.3. Музеи

Важное место в культурной жизни обществ занимают музеи. Музеи не ограничиваются собиранием и экспонированием материальных и духовных ценностей. Они ведут также большую культурно-просветительную работу. Организуют чтение лекций, проведение экскурсий, устройство выставок, распространение специальной литературы не только в своих стенах, но и на предприятиях. Многие музеи занимаются научно-исследовательской работой.

Все музеи подразделяются на несколько видов в зависимости от их профиля: исторические, краеведческие, материальные, естественнонаучные, искусствоведческие, отраслевые и другие.

Музеи составляют предмет национальной гордости нашего народа. Собранные в них экспонаты порой пользуются мировой известностью.

В результате современных реформ музеи стали различаться не только масштабом и профилем фондового собрания, направлениями и принципами работы, но и ведомственной принадлежностью (государственные, муниципальные, корпоративные, музеи образовательных учреждений). Кроме того есть много частных коллекционеров.

Несмотря на сложные социально-экономические условия последних лет. Многие музеи сумели сохранить свой фондовый и кадровый потенциал и превратились в образовательные и туристские центры, во многом определяющие имиджевую составляющую целого ряда муниципальных образований.

Деятельность музеев регламентируется Законом -ФЗ (ред. от 01.01.2001) «О музейном фонде Российской Федерации и музеях Российской Федерации».

На региональном уровне принятие нормативно-правовых актов идет двумя путями. Ряд регионов в собственных законах повторяет положения Закона , изменяя лишь наименование органов и формулировку «Российской Федерации»» на наименование субъектов. По логике этой трактовки существуют Музейный фонд РФ, а также собственные музейные фонды каждого из субъектов, входящих в состав РФ. Но вопрос соотношения двух указанных видов музейных фондов остается открытым (Приморский край, Ставропольский край, Республика Башкортостан и др.)

Другая группа территорий признает существование в Российской Федерации единого Музейного фонда РФ и, соответственно, невозможность существования музейного фонда каждого конкретного субъекта РФ (Ивановская, Орловская, Самарская, Рязанская, Тульская области и др.)

Отличается от других Закон Томской области -ОЗ «О музеях и музейном деле в Томской области». В нем регламентированы некоторые вопросы, которые не отражены в Законе (в частности в юридическом плане).

Главными целями принятия Закона стали: правовое закрепление общественных отношений в сфере музеев и музейного дела на территории Томской области; специальная регламентация указанных отношений. В Законе даны понятия и термины, не получившие законодательного закрепления на федеральном уровне, осуществлена классификация музеев и субъектов музейной деятельности: «музей-заповедник» («музей-усадьба»), «музей-мемориал», «ансамблевый музей», «средовой музей», «учреждения музейного типа», «образования музейного типа», «музейное дело», «музейная деятельность», «каталог музейных предметов, музейных коллекций, культурных ценностей Томской области», «реестр музеев, учреждений и образований музейного типа Томской области». Все эти правовые новации, несомненно, актуальны для развития музейного дела на территории Томской области.

В постсоветский период посещаемость музеев резко снизилась. Сохраняя традиционные формы работы: организация выставок, экскурсий, художественных студий для детей, кружков, факультативов и т. д., наряду с другими учреждениями культуры музеи должны были ввести в свою деятельность инновации, для привлечения населения.

Прежде чем назвать некоторые виды инноваций, приведем результаты исследования Музеев Московского Кремля (2009 год).

Музейный комплекс Московского Кремля когда-либо посетили 24% россиян, подавляющее большинство (74%) никогда не были в Музеях Московского Кремля. В то же время результат всероссийского опроса населения показал, что более половины опрошенных (64%) хотят посетить Музеи.

Значимые различия в ответах респондентов зависят от того, в каком населенном пункте они проживают. Обращает на себя внимание характер этих различий. Лишь 9% столичных жителей отметили, что никогда не были в Музеях Московского Кремля и хотели бы их посетить. Среди жителей других крупных городов чаще встречается позиция «Нет желания ходить Музеи Московского Кремля» (39%). Для сравнения отметим, что среди сельских жителей число таковых не превышает 31%. Приходится учитывать трудности и дороговизну поездки для сельских жителей. А среди жителей малых (до 100 тыс. чел) и средних (100-150 тыс. чел.) населенных пунктов число людей, у которых отсутствует желание посетить Музеи Московского Кремля не превышает ¼ опрошенных(24 и 23% соответственно).

Также были проведены исследования информированности людей о музейном комплексе (о его существовании и деятельности). Выявлено, что большинство россиян узнали о Музее из школьной программы, рассказов родственников, друзей и близких. Достаточно полными сведениями о различных аспектах деятельности музея владеют максимум 19% опрошенных. Относительное большинство респондентов указывают, что не обладают полной информацией.

Согласно опросу у относительного большинства представителей актуальной аудитории (45%) существует необходимость в получении информации о действующих выставках, экспозициях, тематических экскурсиях.

Значительно чаще люди узнают музейные новости из телевизионных программ (50%), другие источники – 21%, газеты, журналы – 40-45%, друзья, знакомые – 64%, интернет – 70%.

Полученные сведения позволяют говорить о наличии существенного интереса к посещению музеев населением, но отмечается плохая информированность. Значит нужно совершенствовать данную сферу. Также видно, что большая часть респондентов готова получать сведения с помощью предлагаемых информационных продуктов и услуг.

Информационные ресурсы – абсолютно новый формат общения между посетителем и музеем. Многие посетители еще не готовы воспользоваться им, но все же специалисты Музея Московского Кремля предлагают развивать следующие информационные направления:

Интернет. Рассылка по электронной почте информации о новых музейных экспозициях, выставках, продуктах (изданиях, сувенирах и т. п.).

Виртуальные выставки. Многие респонденты заявили, что виртуальная выставка не заменит посещение реальной музейной экспозиции. Было отмечено, что эта музейная услуга может использоваться для привлечения аудитории в музей и сделать экспозиции более наглядными для посетителей.

Электронные коммуникаторы. Исходя из того, что 63% актуальной аудитории готовы пользоваться электронными навигаторами и коммуникаторами, Музеи Московского Кремля активно развивают проект «Электронные путеводители в Оружейной палате», предоставляя посетителям возможность выбирать из меню электронного коммуникатора интересующие их темы экспозиции на русском и английском языках. В ближайших планах значится разработка специального программного обеспечения для семейного путешествия по музею.

Использование социальных сетей. При опросах было высказано предложение о том, что музеям необходимо активно присутствовать в популярных социальных сетях («В контакте», «Одноклассниках» и т. п.) Именно там происходит общение огромного количества людей активного возраста.

Детский музейный бум. Школа – полезный партнер для музея. В одной из фокус-групп прозвучало полезное предложение приглашать на открытие музейных экспозиций и выставок школьных учителей. Учителя готовы стать «музейными агентами», организовывать школьное посещение выставок или рекомендовать их посещение семьям.

Музей и туризм. Многие туристические компании отмечают, что музейные интернет-сайты совершенно не годятся для визуального привлечения туристов. Музеи Московского Кремля планируют подготовить фотогалерею с привлекательными изображениями архитектурных памятников, экспонатов, событий, чтобы сделать музейный сайт не только информативным, но и полезным для туристических компаний с рекламной точки зрения

Гибкие тарифы. Летом туристический поток велик, цены могут быть высокими, а в остальное время - снижаться. Для привлечения туристов в менее привлекательное для экскурсий время.

2.4. Многофункциональные центры культуры (комлексы).

В 1970-е годы была предпринята попытка создать культурные комплексы и культурно-спортивные комплексы, и они успешно функционировали на базе профсоюзной или колхозной собственности.

Создание культурно-спортивных комплексов имело несколько параллельно развивающихся и действующих направлений: культуры, которая включала сеть театров, концертных залов, кинотеатров, парков, клубов, музеев и т. п.; физкультуры и спорта - сеть стадионов, спортзалов, футбольных полей, спортивных площадок, плавательных бассейнов и т. п.; отдыха - сеть учреждений отдыха и туризма, площадок, детских клубов и кружков по месту жительства, различных добровольных обществ типа охотников и рыболовов, любителей книги и т. д.

Для села это особенно важно, ибо взятые в отдельности, в отрыве друг от друга действующие там учреждения культуры по своим возможностям выглядят до сих пор весьма ограниченными. Но объединенные в определенную систему, построенную на основе постоянного и всестороннего взаимодействия, они могут обрести новое качество и немалые возможности для улучшения своей работы.

В последние годы наблюдается появление многофункциональных учреждений культуры, таких, как культурно-образовательные центры, клубы-музеи, клубы библиотеки. Данная тенденция имеет в своей основе положительный базис – оптимизацию расходов на содержание этих учреждений. Несомненно, формирование интегрированных структур, способных оказывать населению услуги многопрофильного характера, является одним из действенных механизмов повышения эффективности социального обслуживания и одновременно снижения бюджетных затрат.

Показательным в этом отношении является, например, опыт Чувашской республики по созданию многопрофильных социально-культурных центров. На основе данных паспортизации клубных учреждений, была изучена ситуация по загрузке помещений культурного назначения. В результате анализа выяснилось, что в тех КДУ, где располагаются одновременно библиотека, школа искусств, музей, создается культурная среда, которая дает неизмеримо больше возможностей для обогащения творческой деятельности и обеспечения условий для качественного досуга населения. Оптимальной признается модель, основанная на триединстве: информация – эстетическое образование – досуг. Эта модель применима там, где есть не только объективные условия для интеграции (минимальные штаты и материальные ресурсы), но и широкое социальное партнерство. Существенным преимуществом такой модели является экономия средств на содержание здания, электроэнергию и теплоресурсы.

Однако у этой модели интегрированного учреждения, объединяющего под одной крышей учреждения культуры и образования, есть и ограничения, которые вытекают из институциональности российского законодательства. Главная проблема – регистрация юридического лица.

Существуют различия в целях и задачах, стоящих перед учреждениями культуры и образования и выполняемых ими. Кроме того, механизмы реализации политики в сфере культуры и образования имеют свои отличия. Отраженные в соответствующих законодательных нормативных актах и документах. Гражданским и Бюджетным кодексами РФ, Федеральным законом -ФЗ «О регистрации юридических лиц», классификаторами видов экономической деятельности и услуг населению установлен порядок создания учреждений, предусматривающих их целевое назначение, что обусловило разницу в налоговых режимах, системе оплаты труда и пенсионного обеспечения для работников организаций образования и культуры.

И все же нельзя не считаться с необходимостью эффективного использования бюджетных средств, а для достижения этой цели, механизм кооперации и интеграции ресурсов учреждений социальной сферы представляется весьма целесообразным. На основании анализа региональной практики можно сделать вывод, что объединение учреждений культуры и образования (или других учреждений социально-культурной сферы) «под одной крышей» возможно на ассоциативной основе, когда в одном помещении объединены несколько юридических лиц, осуществляющих сходные по содержанию услуги.

Согласно ст.17 Федерального закона ФЗ (ред. от 01.01.2001) «Об общих принципах организации местного самоуправления» в целях решения своих вопросов органы местного самоуправления могут создавать муниципальные предприятия учреждения и размещать муниципальные заказы. То есть орган местного самоуправления на основании нормативного правового акта муниципального образования может, к примеру, наделить правом оперативного управления имуществом общеобразовательную школу и выделить в ее здании на условиях безвозмездного пользования помещения для библиотеки и кружковой работы. При этом библиотека будет входить в структуру Централизованной библиотечной системы на правах филиала, а кружковые занятия будут осуществляться районным Домом культуры, при этом кружок будет функционировать также в качестве филиала или на договорной основе в порядке исполнения полномочий муниципального района по предоставлению поселениям условий по развитию народного творчества.

Радикальным преобразованием в работе КДУ является перевод учреждений на государственное (муниципальное) задание, которое может содержать требования к оказанию нескольких услуг (выполнению нескольких работ). Поэтому оно может включать несколько разделов, каждый из которых должен содержать требования к конкретной услуге.

На сегодняшний день подготовлена законодательная платформа, позволяющая создавать многопрофильные учреждения, для которых учредитель будет доводить муниципальные задания с учетом установленных требований к стандартам качества услуг в сфере культуры.

Очевидно, дальнейшая сетевая интеграция неизбежна, поэтому вновь возникла необходимость пересмотреть распоряжение Правительства РФ -р «О социальных нормативах и нормах» (в ред. Распоряжения Правительства РФ -р), которое сформировано по сетевому принципу, с учетом развития законодательства, направленного на обеспечение услуг.

2.5. Значение культурно-досуговых учреждений для духовного и экономического развития культуры страны.

Сущность культурно-досуговой деятельности определяется состоянием всего комплекса социально-экономических, политических и культурных факторов, обеспечивающих жизнь общества.

Деятельность учреждений культуры сегодня обретает особую актуальность в организации досуга населения. КДУ создает условия для развития личности, коллективных форм досуговой деятельности, обеспечивающих взаимодействие различных социальных, возрастных, профессиональных, культурных групп.

Красной нитью во всех государственных, региональных, муниципальных нормативных актах проходит фраза «сохранение, использование. Популяризация и государственная охрана культурного наследия Российской Федерации». Страна будет жить, пока будет жить ее культура. Поэтому приоритетная роль в деятельности КДУ - хранители национальной культуры.

В последнее время заметно изменилось представление о роли культуры в региональном развитии. В контексте передовых тенденций культуру воспринимают не только как ресурс, но и как цель новой экономики, источник современного мышления. Именно творческий потенциал становится действующим агентом развития территорий.

Эксперты изучают культурные ресурсы и наносят их на карты с учетом культурного потенциала территорий, разрабатывают управленческие технологии и конкретные предложения о том, как культурное наследие и актуальная культура могут сформировать специфику места. Изменить имидж территории, стать интересными и востребованными местным сообществом, привлечь гостей и туристов.

Переход к позиции сотрудничества, государства и бизнеса, кооперации организаций культуры с другими экономическими объектами позволяет улучшать городскую среду, развивать туризм, привлекать инвестиции, инициировать создание новых рабочих мест, решать социально-экономические проблемы и устранять конфликтные ситуации в современном мире.

Заключение.

В данной работе на примере самых распространенных видов КДУ: клубов, библиотек, музеев, многофункциональных центров культуры были рассмотрены изменения в нормативно-правовой базе и особенности работы учреждений культуры в свете современных реформ.

Было выявлено, что переход на новую систему работы затруднен, в связи с возникновением многих объективных проблем:

- сейчас региональные учреждения культуры работают в условиях дефицита профессиональных управленческих кадров;

- структура российских организаций культуры нередко мало отличается от структуры советских времен;

- необходимость модернизации управленческой структуры практически не обсуждается, за исключением тех отдельных организаций, где руководство само инициирует создание новых подразделений с учетом требований современности.

Государство предпринимает попытки реформирования культурно-досуговой сферы. КДУ передаются под юрисдикцию муниципалитетов. Для учреждений культуры расширяются возможности в оказании платных услуг. Однако платные услуги оказываются платежеспособному населению, что в нашей экономической обстановке не всегда реально, особенно в небольших поселениях.

Для межпоселенческих и городских КДУ выход видится в активизации работы, создании новых форм, методов деятельности. Услуги должны выйти на новый качественный уровень, чтобы потребитель без сожаления мог заплатить за них свои деньги.

КДУ могут действовать на рынке доноров, т. е. заниматься фандрейзингом (совокупность технологий по сбору средств на деятельность организации, альтернативных госбюджету и собственным доходам). Вызывает опасение то, что государство не поддерживает эту деятельность.

В регионах России все больше внимания уделяется информатизации сферы культуры, развитию новых электронных услуг учреждений культуры. Но есть проблема неравенства в доступе к информационным технологиям различных регионов и различных учреждений культуры.

Изменения в бюджетном и трудовом законодательстве, связанные с переводом бюджетных учреждений на финансирование по государственному (муниципальному) заданию и переход на отраслевую систему оплаты труда создали основания для новых форм организации культурной среды, не предусматривающей привязки к традиционной сетевой единице. Дальнейшее развитие законодательства, направленное на создание автономных учреждений, на финансовую поддержку негосударственных некоммерческих организаций, будет способствовать последовательному преобразованию традиционной бюджетной сети в т. ч. и сети учреждений культуры.

Таким образом, в новых условиях учреждениям культуры и искусства необходимо провести своеобразный аудит своей деятельности в соответствии с реалиями сегодняшнего дня, скорректировать свои функции и начать развивать новые направления, связанные с применением современных управленческих, файдрейзинговых и PR - технологий.

Список литературы

Абанкина, государственного частного партнерства в сфере культуры/ //Справочник руководителя учреждения культуры№2.- с.5-16 Боярская, предпринимательской деятельности в современных учреждениях культуры/ // Справочник руководителя учреждения культуры№3 - с.82-86 Бойкова, регулирование муниципальных библиотек/// Справочник руководителя учреждения культуры№10.- с.20-28 Дремайлов, информационных услуг музея ожиданиям посетителей/ // Справочник руководителя учреждения культуры№1.- с.51-56 Дремайлов, информационных услуг музея ожиданиям посетителей/ // Справочник руководителя учреждения культуры№ 2.- с.46-57 Жарков, -досуговая деятельность: учебник/ под. ред. , .- М.: МГУК, 19с. Жаркова учреждений культуры: Учебное пособие/. - 3-е изд. испр. и доп. - М.: МГУКИ, 20с Закон Российской Федерации «Основы законодательства РФ о культуре» [электрон.]// Консультант + Закон -ФЗ (ред. от 01.01.2001) «О музейном фонде Российской Федерации и музеях Российской Федерации». [электрон.]// Консультант + Закон ФЗ (ред. от 01.01.2001) «Об общих принципах организации местного самоуправления» [электрон.]// Консультант + Закон -ФЗ «О регистрации юридических лиц», [электрон.]// Консультант Закон Томской области -ОЗ «О музеях и музейном деле в Томской области» [электрон.]// Консультант + Закон -ФЗ (ред. от 01.01.2001) «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» [электрон.]// Консультант + Закон -ФЗ (ред. От 27.07.2010г) «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений» [электрон.]// Консультант + Игнатьева, функционирования сферы культуры в муниципальных образованиях/ // Справочник руководителя учреждения культуры№ 1.- с.41-48 Киселева, социально-культурной деятельности: учебное пособие для студентов вузов культуры и искусства/ , .- М.: МГУК, 19с. Киселева, -культурная деятельность: учебник / , .- М.: МГУК, 20с. Колосова, музеев в библиотеках как одна из тенденций развития публичных библиотек/ // Справочник руководителя учреждения культуры№ 10.- с.81-83 Людмилина, учреждения - это реальный способ существования/ // Справочник руководителя учреждения культуры№ 12.- с.44-48 Методические рекомендации по повышению эффективности создания автономных учреждений культуры в субъектах Российской Федерации// Справочник руководителя учреждения культуры№ 3.- с.57-65 Проект Федерального закона «О культуре Российской Федерации»// Справочник руководителя учреждения культуры№ 10.- с.6-42 Сборник нормативно-правовых документов для культурно-досуговых учреждений/Брянск:ОКВЭД, 20с. Тренина, Г. Н. ЦБС как муниципальное автономное учреждение/ // Справочник руководителя учреждения культуры№ 1.- с.5-7 Хахалева, в законодательстве о библиотечном деле/ // Справочник руководителя учреждения культуры№ 9.- с.24-29 Ширко, -правовое регулирование музейного дела. Опыт Томской области/ // Справочник руководителя учреждения культуры.-2009.-№11.-с.35

pandia.ru


Смотрите также

  • Заработать на недвижимости
  • Какие работы относятся к капитальному ремонту многоквартирного дома
  • Когда заработает взбт
  • Необукс стратегия заработка
  • Как заработать на мотоцикл
  • Как заработать на биткоинах 2019 совет от практика
  • Домашний бизнес на котором можно заработать
  • Законная работа на дому
  • Заработок на кликах без вложений с выводом
  • Как заработать на ссылках от 25 рублей за переход по ссылке
  • Как быстро заработать 100000 рублей