Как устроиться в детский дом на работу


ВЫ ХОТИТЕ РАБОТАТЬ В ДЕТСКОМ ДОМЕ

1.    МАЛЕНЬКАЯ ПАМЯТКА для желающих устроиться на работу воспитателем в детский дом

Вы в сомнении. Вам необходимо принять очень важное решение, Вы боитесь ошибиться, Вас одолевают сомнения и мучают вопросы: «Мое ли это? Справлюсь ли я? Стоит ли оно того?» Наверное, Вы старались побольше узнать про детский дом, думали, советовались с семьей, друзьями, и это правильно. Ну, а я, как директор детского дома, попробую помочь Вам принять правильное решение. Но давайте по порядку.

Скорее всего, Вы понимаете, что работа в детском доме отличается от работы в других образовательных учреждениях - детском саду, школе. Можно даже сказать, что у нас не работа, а уже стиль жизни, другой взгляд на привычные вещи, другое мышление. Есть два основных отличия - большая нагрузка и огромная ответственность. Скорее всего, Вы знаете, как непросто дома справиться даже с одним своим ребенком, а здесь их у вас будет 8-12. Логичны вопросы: «Смогу ли я стать для них своим человеком? Примут ли они меня в свою маленькую семью? Смогу ли я хоть чуть-чуть заменить им родителей?» А какое тяжелое бремя ответственности не только за жизнь и здоровье вверенных Вам детей, но и за их обожженные и преданные людьми души. «Смогу ли я за относительно короткое время (пока дети в детском доме) отогреть и закалить их, подготовить к самостоятельной жизни?» Да и кто сказал, что только Вас они и ждали, что примут с распростертыми объятиями, сразу откроют Вам свои сердца? Ой, как часто их обманывали и предавали, использовали в своих целях…

Можно много пугать Вас тем, что наши дети социально и педагогически запущенные. Объясняю, что это значит практически - многие ребята имеют уже достаточный опыт противоправного поведения и вредных привычек, криминальное прошлое, тяжелую наследственность, определенные психические нарушения. Да, все это так, но спасти их сможет именно ВАШЕ терпение, внимание и любовь. Сколько ее у Вас, хватит ли на всех?

Готовы ли Вы вкладывать свою душу, тратить свое время, силы, нервы, здоровье на чужих Вам в принципе детей? Детей, которые часто бывают жестокими и злыми, и, как правило, неблагодарными…

Нет, наша работа непохожа на работу учителя в школе. Блестящий учитель, прекрасно знающий свой предмет, заботится, чтобы у его учеников были хорошие и твердые знания, чтобы они без труда поступали в ВУЗы. Но вот закончился урок, факультатив, закрылась дверь школы и все.

   Наверное, наша работа больше похожа на церковное служение. Я думаю, никакой зарплатой нельзя компенсировать эти затраты души. Какую нужно иметь веру и силу духа, чтобы не уйти, не бросить такую работу, а медленно гореть в жертвенном огне! Есть и другой выход (худший из всех) - стать таким как все, просто «тянуть лямку», устраняясь душой от постепенно ставшей постылой работы.

Всегда честно предупреждаю - работа в детском доме отразится на вашей семье. И если вы слабы, нетверды в своем стремлении идти до конца, то все негативно отразится на вашем супруге, детях. Но были и обратные случаи, когда такая работа скрепляла семью, свои дети, соприкасаясь с чужой болью и имея возможность сравнивать, вырастали более чуткими, духовно зрелыми людьми.

Еще работа воспитателя сходна с работой врача. «Не навреди!» Иногда приходится делать больно во имя спасения, часто окунаешься в такую пучину боли и человеческих страстей…

У нас был случай, когда на одной из групп в течение трех лет поменялось 5 воспитателей. Каких трудов стоило нам через несколько лет привести этих детей в порядок. Были воспитатели, которые отработали в детском доме буквально один день и увольнялись, не выдержав этого напряжения. А как тяжело было построить эту первую встречу с детьми, каким ожиданием горели глаза ребят...

Важно все тщательно взвесить и обдумать заранее, иначе Вы вновь причините боль детским обожженным душам. Детям, которых предали самые родные и близкие люди - родители. Они уже очень недоверчиво относятся к новым взрослым. Они как будто уже не ждут от них ничего хорошего и мстят нам, взрослым за боль и страдания, которые причинил им этот взрослый мир.

Вы готовы ко всему этому?

Вы реально оцениваете свои силы?

Что движет Вами?

Нереализованные родительские чувства, отсутствие другой работы или что-то другое? Прежде чем переступить порог детского дома, разберитесь в себе: «Зачем Вам это нужно, готовы ли Вы?»

Если Вы разобрались в себе и у Вас есть правильный настрой, не надо бояться отсутствия специальных знаний и необходимых навыков, все придет достаточно быстро. Если же нет внутренней готовности, то знания и умения недолго будут спасать.

Вот я и рассказал Вам об тех моментах, которые обязательно нужно знать и учитывать, если Вы хотите устроиться на работу в детский дом. Теперь - решение за Вами. Нам очень нужны воспитатели, так как поступают все новые дети, будут открываться новые группы. Сейчас у нас почти 100 детей, и они ждут,… может быть именно Вас.

Приходите!

2.    КОДЕКС ВОСПИТАТЕЛЯ

(маленькая памятка для нового воспитателя)

Вот Вы  и влились в нашу большую дружную семью, нашу маленькую страну - детский дом. И дети, и взрослые поздравляют Вас с первым рабочим днем в нашей семье (а теперь она уже и Ваша).

Естественно, у Вас есть определенные опасения, переживания, и мы это отлично понимаем, т.к. сами когда-то проходили через это. Вы уже имеете жизненный опыт и знаете, что каждая семья, любая организация имеет свои формальные и неформальные традиции, определенные правила поведения. По тому, как воспринимает их новичок и оценивается, насколько успешно он влился и прижился на новом месте. У Вас есть определенные ожидания к нам, мы тоже что-то ждем от Вас. И для того, чтобы наша большая семья быстрее стала и Вашей семьей, чтобы этап «набивания синяков и шишек» был как можно короче, чтобы не было взаимных обид и непониманий - давайте договоримся о важном.

Воспитатель в детском доме - это самый главный человек, потому что именно на нем лежит ответственность за все, что происходит  в его группе. Поведение детей, учеба, чистота, организация досуга, коррекционная работа - вот  неполный перечень ключевых направлений работы воспитателя. И кроме ответственности за жизнь и здоровье детей, на воспитателе еще несоизмерима большая ответственность за души детей (этим и отличается он от хорошего тюремного надзирателя).

   Все признают, что только личность может воспитать личность, что ты учитель только пока ты учишься сам, что главный метод воспитания - это воспитание личным примером. Это на словах, а на деле… Если ты сам опаздываешь, то, как можно требовать пунктуальности от детей, если позволяешь себе спорить со старшими, то разве нужно удивляться, когда дети будут с тобой постоянно пререкаться и спорить? Дети - наше зеркало, и они берут пример именно с нас (другого примера у них пред глазами нет). Чтобы успешно работать с детьми, нужно постоянно работать над собой.

Не стесняйтесь подходить к более опытным коллегам и спрашивать, если в чем-то сомневаетесь, если что-то непонятно. Но пропускайте советы через свою душу, через свою совесть, в сложных случаях посоветуйтесь с батюшкой.

В нашей семье все на виду и достаточно быстро видишь отдачу. Чем больше времени и сил ты отдаешь детям, чем больше сердца и души вкладываешь - тем быстрее дети откликнутся. Но и не расстраивайтесь, если не все будет получаться сразу. Такого не было еще ни разу, ни у кого. Настраивайтесь не на чудо, а на творческий, иногда рутинный и не всегда благодарный, но всегда тяжелый педагогический труд.

Вам интересно, а как администрация оценивает работу воспитателя, на основе каких показателей премирует, посылает в поездки за границу, представляет к Почетным званиям? Кроме формальных (и очень важных показателей) - оценки детей в школе, чистота в спальнях, группе, отсутствие самовольных уходов и других нарушений, дисциплины, целенаправленное проведение воспитательных и коррекционно-развивающих занятий, выполнение режимных моментов (вовремя поднять группу, отправить в школу, посадить на самоподготовку и т.д.), есть и другие моменты.

А загораются ли у детей глаза, когда воспитатель приходит на работу, радуется ли они этому, ждут его? Насколько детям хорошо с ним? Они откровенны с воспитателем, доверяют ли ему свои маленькие тайны? Уважают ли они его, стал ли он для них авторитетом (или просто пустое место)? Уважает ли и любит воспитатель своих детей, готов ли отстаивать их интересы? Проводит с детьми как можно больше времени (вообще, воспитатель без детей, гуляющий по детском дому вызывает легкое недоумение). Воспитатель, который считает минуты и постоянно готовый скорее убежать от детей домой вызывает раздражение и жалость (это о тех, кто в 20.45 уже надев шубы, куртки, быстрее раздает второй ужин и, не укладывая детей, убегает домой). Воспитатель, который сидит и сплетничает с коллегами в рабочее время вызывает желание скорее избавиться от него. Это резко, но предельно честно, чтобы Вы умели понимать взгляды - иногда в них может быть восхищение, восторг от Вашей работы, иногда молчаливое недоумение: «Ну, как же Вас угораздило?» Иногда - открытый упрек.

Обобщая эти замечания можно сказать, что при оценки работы воспитателя постоянно отслеживаются два момента. Насколько детям комфортно с воспитателем и насколько такое общение полезно для них. Комфортность понятна без разъяснения, а с полезностью сложнее. Наша главная задача в детском доме - создав условия, приближенные к семейным, подготовить ребенка к самостоятельной жизни в обществе. Сколько новых знаний и умений нужно дать ребенку, сколько поработать над непростым характером каждого! Поэтому простой пример: можно быть мягким, добрым воспитателем, ничего не требовать от детей, не поддерживать дисциплину и порядок, чистоту, не бороться за хорошую учебу, проводить постоянные чаепития с детьми, и большинство детей будут довольны, им будет комфортно. Это гостевая позиция, но что она даст не выходе? Как у таких детей сформируется нужные свойства личности, откуда возникнут необходимые знания и умения? Результативность такой работы будет близка к нулю.

Но  и когда работать без эмоционального принятия детей, не заслужив их доверия и не став для них авторитетом, заставляя все делать из-под палки тоже плохо. Можно разрабатывать методические блестящие занятия, на которых дети многому научатся, но если не научиться их заинтересовывать, увлекать их этими занятиями, то с каждым разом их будет все труднее собрать на эти занятия.

Если ребенок будет ждать встречи с Вами, если ему так интересны ваши занятия, он сам будет ждать таких занятий, вам будет гораздо проще работать.

Практика показывает, что у одних воспитателей лучше получается методически-грамотные занятия в разнообразных формах (беседы, инструктажи, практические занятия, экскурсии, викторины и т.д.), у детей их группы хорошая успеваемость, дисциплина и порядок в детском доме, чистота и уют в спальнях.

У других воспитателей очень хороший эмоциональный контакт со своими детьми, дети дорожат расположением воспитателя и чтобы не доставить ему огорчения, стараются хорошо учиться, не нарушать дисциплину и т.д.

Конечно, в идеале должно быть и то и другое, и такие воспитатели к счастью в детском доме есть. Определите свои сильные и слабые стороны, постоянно работайте над собой, не стесняйтесь советоваться с опытными коллегами, посещайте их занятия - и все у вас получится.

Вот мы и закончили наше небольшое напутствие. Верьте в себя, отдавайте детям душу и все у Вас получится.

В добрый путь!

www.deti.zp.ua

Воспитатель из детского дома честно рассказала о своей работе

Издание «Изнанка» опубликовало интервью с воспитателем, которая проработала в детском доме много лет.

«Работница детского дома» — так в интервью названа воспитатель, согласившаяся ответить на вопросы издания. Традиционно воспитателей детских домов принято считать причиной всех бед, происходящих с воспитанниками этих учреждений. Однако женщина убеждена, что главная проблема — это система.

Именно система заваливает педагогов бумажками и отчетами, именно система не дает возможности построить человеческие отношения с детьми (например, если к воспитателю приходят за советом подростки, она должна отправить их к психологу, а не помогать самостоятельно).

О том, что происходит за закрытыми дверями детдомов, какими бывают дети и что делают или не делают воспитатели, в статье рассказано с предельной откровенностью. Chips Journal публикует материал с сокращениями.

— Почему решили посвятить жизнь работе с детьми?— Изначально, с самого детства, я хотела работать с трудными подростками. Именно с трудными. Для этого с малых лет пыталась попасть в детскую комнату милиции (тогда ещё милиции). Попасть на работу, а не вообще попасть. Но чтобы туда пробраться, надо было приложить очень много усилий, и я решила действовать через детский дом (ДД). И задержалась там на 10 лет.

— Дети какого возраста находятся в вашем детском доме? Есть ли какие-то особенности или это обычные дети?

— За десять лет я сменила три детских дома. В первом дети были с трех до восемнадцати лет. Во втором — с трех до пятнадцати, а в последнем ДД — с шести до двадцати трех (после армии многие не могут устроиться в жизни, поэтому возвращаются в ДД). Особенностей у 90% детей очень много, в основном психологические, психические. Физических не так много, но случаи были. Если брать в целом 10 лет работы, то с физическими особенностями было человек 20. Это не такой большой процент. Но много физических особенностей выливаются из психических. Т.е. основа «проблем» именно в психике.

— Чаще всего в детских домах дети — сироты или те, родителей которых лишили родительских прав?

— В большинстве своем дети, у которых есть родители, лишенные прав. Если родители живут недалеко или в самом городе, то на выходные дети ходят к ним по заявлению. Сирот не так много. Наверное, если брать 100 детей, то сирот — 10, может даже меньше. Есть сироты, от которых изначально отказались. Таких вообще мало, т.к. обычно малышей в доме малютки разбирают до четырех лет, а к нам попадает очень мало. Но они есть.

— Чаще родители сами в детский дом отдают детей или органы опеки забирают?

— Скорее, органы опеки. Там происходит такой процесс: ты пьешь, например, а соседи это знают, позвонили в органы, спустя время приходят за ребенком. Ребенка помещают в реабилитационный центр, в это время (2-3 месяца) родители «одумываются», а если не одумываются, то в ДД отправляют ребенка уже органы опеки.

— Как детский дом влияет на характер детей?— Если ребенок попал изначально в ДД и не знает семьи, но при этом попал в ДД в нормальную группу с адекватными воспитателями, то в обычной жизни не отличишь его от детдомовского. Если ребенок попал в 5-7 лет, то психика ломается, они становятся хитрыми, умеют адаптироваться под любые обстоятельства, но при этом многие остаются хорошими людьми в будущем (опять же при условии, что попали в нормальный ДД с нормальными воспитателями).

— Поднимали ли вы руку на подопечных?

— Это нельзя. Но было. Конкретно у меня было, что парень пришел в три часа ночи оооочень пьяный и решил, что можно бы и сексом заняться с воспитателем (со мной), пришлось обороняться. Ещё был случай, когда ребята пришли опять же пьяные, и один из них курил в вестибюле под камерами, я выбила сигарету из руки, а потом навели хай, приехала полиция, все дела. Но всё было нормально потом.

А вот как показывают в СМИ, было тоже, но не у меня. Я наоборот защищаю детей. Но очень нередко приходилось слышать необоснованный ор в сторону детей и рукоприкладство. Из-за этого были проблемы у меня с начальством, потому что «ты не имеешь право лезть в воспитательный процесс более опытных коллег — они больше знают».

— Правда ли, что в некоторых детских домах детей заставляют делать некоторые незаконные вещи? Воровать, продавать наркотики?— Это делают старшаки. Заставляют мелких сиги стрелять и деньги. А воруют практически все. И заставлять не нужно.

— Правдив ли тезис о том, что из-за хорошего обеспечения в ДД выпускникам потом тяжело в жизни? Они не привыкли добиваться, всё всегда попадает к ним само по факту сиротства.

— Правдив на 100%. Как бы ты ни бился с ними, как бы ни любил — они всё равно оказываются в тюрьме и подобных учреждениях. Не все, но большинство. В зависимости от того, кто во сколько лет попал в ДД и как изначально воспитывался в семье. Да и ДД есть разные. В моем ДД — чернь, там все уголовники, а в соседнем — многие сумели адаптироваться. И это зависит от директора и того, как он поставит работу.

— В чем обычно проблема трудных детей? Болезнь, трудная жизнь или что-то еще?

— Скорее всего, в том, что они попадают в ДД. В тяжелых жизненных ситуациях многие живут, болеют тоже многие, но я не знаю, чтобы такие дети поголовно были плохими. Скорее, когда они попадают в ДД, то заводят дружбу с, так сказать, отбросами и пошло-поехало. Многие приходили нормальными, а выходили курящими-бухающими.

— За вашу практику сколько воспитанников после детского дома достигли кое-какого успеха?

— Именно за мою — не знаю. Ну, у девочки семья, муж, трое детей, и всё хорошо. Это считается? А так — кто продавцом работает, кто на автомойке. Но деньги-то имеют. И сами по себе средние такие обыватели — типа хорошо, что не в тюрьме. В основном похвастаться могут только тем, что семьи есть и работа, которая обеспечивает относительно нормальную жизнь. Но это уже успех.

— По каким статьям УК РФ ваши воспитанники чаще всего оказываются в тюрьме? Воровство, грабежи или что-то серьёзней?

— В основном воровство (машины со штрафстоянок угоняют и перепродают) и, конечно, всякие миксы продают, закладчиками подрабатывают, в магазинах воруют. И дерутся. Есть насильники, но это редко.

— Что бы вы изменили в современном устройстве ДД? Не жалеете ли о выбранной профессии?

— О выборе профессии я не жалею абсолютно. Жалею о том, что в этой профессии ничего нельзя изменить, если ты не революционер или Макаренко (советский педагог). В детях не разочарована, помимо жести там много хорошего, за некоторых гордость не в плане достижений, а в плане их позиции жизненной и в том, что они в тех условиях не сломались. А вот в плане воспитателей, в плане системы — всё устарело «тыщу» лет назад. Никто из старшего поколения не понимает молодых воспитателей. Ощущение, что ты работаешь в тюрьме строгого режима, но только этот строгий режим для воспитателей, а не для воспитанников. Очень много несостыковок. Например, ты что-то сделал для ребенка, он рад, а так нельзя, ибо тебе потом капец, а ребенку говорится, что этот воспитатель неправ.

Полную версию интервью читайте здесь.

chips-journal.ru

Работники детского дома – психологический портрет сотрудников

Автор: Елена Вахрушева, педагог-психолог

Начало в статье «Дом ребёнка. Взгляд изнутри»

Так сложилось в нашем обществе, что детей-сирот мы считаем обделенными, ведь родителей им заменяют воспитатели. И многим кажется, что они недостаточно любят детей, что они не столь ласковы и заботливы, как родные родители. Какие же на самом деле работники детских домов? Об этом рассказывает сотрудник Дома ребенка с многолетним опытом.

В Домах ребёнка и детских домах работают энтузиасты, которые любят детей. Посторонние люди там надолго не задерживаются. Но воспитатели, так же как и родители, тоже бывают разные. Есть добрые и ласковые и есть строгие. Есть очень эмоциональные и есть деловитые. Ниже расскажем о них подробнее.

В Доме ребенка на сто детей работает примерно столько же сотрудников. Работники детского дома – это не только педагоги и воспитатели, но и логопеды, врачи, медсёстры, няни, психологи, невропатологи, окулисты, психиатры, массажисты, натуропаты, повара, прачки и другой обслуживающий персонал.

Дети Дома ребенка распределены в группы по возрастам – грудные, средние, старшие – и по состоянию здоровья – специализированные (инвалидные). В группах от 10 до 15 детей. В каждой группе 4-5 воспитателей, логопед, врач, 2 медсестры, 2 няни, массажист.

Работники детского дома проводят с детьми занятия по развитию речи, рисованию, лепке, ознакомлению с окружающим, сенсорике, гимнастике, конструированию, музыкальные занятия, занятия с логопедом, психологом. Каждую неделю детей вывозят на экскурсии: в парк, на озеро, в лес, в цирк, в кукольный театр и т.д.

У детей достаточное количество ярких, привлекательных игрушек, книг, карандашей, фломастеров, музыкальных и двигательных игрушек. Много пособий и игр для занятий воспитатели изготавливают своими руками.

Воспитатели: какие они?

Воспитателей в Доме ребенка много, около 30 человек. Это основная группа сотрудников, которые находятся в тесной связи с детьми. Работа воспитателей детского дома очень деликатна и драгоценна. Ведь вся жизнь ребенка зависит от неё.

Функции воспитателя очень важны, так как они способствуют формированию нового человека на Земле, который пока ничего не знает, но несёт в себе огромный потенциал. Ребёнок в будущем может стать несчастным, если его потенциал не разовьётся. Дети будут счастливы только тогда, когда – благодаря воспитателям и в дальнейшем учителям – они станут тем, кем они были задуманы.

Какие люди чаще всего становятся работниками детского дома? Рассмотрим этот вопрос с точки зрения Системно-векторной психологии Юрия Бурлана, помогающей понять психику человека.

Работники детского дома: добрые, спокойные, терпеливые

Чаще всего в Доме ребенка работают люди с анальным вектором. Представители этого вектора – замечательные люди. Это отличные семьянины. Любят детей. Спокойные, уравновешенные, доброжелательные. Женщины покладистые, неторопливые, понятливые. У них хватает терпения ухаживать за малышами.

А уход-то все больше горшки, мокрые колготки, купание, подмывание, кормление, градусники, таблетки. Эти воспитатели чистоплотные, аккуратные, у них везде идеальный порядок. Детки чистые и опрятные. Они работают добросовестно, их уважают сотрудники и руководство. Почти все они дорабатывают в Доме ребенка до пенсии.

Но если эти люди фрустрированы или их вектор нереализован, они могут быть жестокими, обижать и наказывать детей.

Жесткость и сила в работе воспитателя детского дома

Однажды был такой случай. Я недавно пришла работать и наблюдала за поведением детей в старшей группе (2-3 года). В группе чистота и порядок, тишина. Дети не плачут, не дерутся, не отбирают друг у друга игрушки, как бывает в других группах. Удивительно. Но мне посоветовали внимательнее понаблюдать за воспитателем.

В следующий раз я долго наблюдала – ничего необычного, стандартная работа воспитателя детского дома. И вдруг я заметила: когда ребёнок вёл себя неправильно, она окликала его. Положив ногу на ногу, со спущенным тапком, женщина выразительно качала ею. Это был знак. Ребёнок понимал его и вёл себя смирно. Видимо, знал, что такое тапочек. Я пыталась поговорить с этой воспитательницей, но она всё отрицала. А вскоре её проводили на пенсию. С почётом.

На педсовете мы подняли эту тему. Зашёл разговор о том, что иногда можно слегка шлёпнуть ребенка, если он расшалился. «Мы ведь тут как мамочки, а матери шлёпают своих детей», — сказала одна воспитательница.

Тогда я ещё не владела Системно-векторной психологией и ответила так: «Родная мать, если даже и шлёпнет разок ребенка, то потом сто раз его обнимет и поцелует. А если у нас каждая шлёпнет по разу, но ни одна не погладит, не поцелует, не возьмёт на руки, то что получается? Сплошное избиение ребенка». За рукоприкладство у нас увольняли с работы.

Я, конечно, знала, что детей бить нельзя – ни дома, ни тем более в детских учреждениях. Но только благодаря Системно-векторной психологии я поняла, насколько это опасно. Это очень плохо отражается на развитии детей. У них теряется чувство защищённости и безопасности. Впоследствии у них может развиться комплекс жертвы. В другом случае такой битый ребёнок может стать тираном или садистом.

Быстрые, ловкие, гибкие работники детского дома: кто они?

Воспитатели с кожным вектором совсем другие. Они быстрые, скорые, ловкие, легко приспосабливаются к ситуации. У них в группе строгая дисциплина. Частые запреты: нет, нельзя, не лезь, не прыгай, не кричи, не реви. Часто торопят детей: быстрей, не копайся, шевелись, бегом. Они не очень-то вникают в тонкости и нюансы воспитания.

Но нужно не запрещать детям, а объяснять. Дети заслуживают всяческого уважения. Воспитателям нравится послушный ребёнок – так легче контролировать и доминировать. Слово «нет» не несёт никакого позитива. Нужно говорить ребёнку чаще «да». Если давать детям больше свободы делать, действовать, двигаться, испытывать свои возможности, ребёнок будет лучше развиваться, соображать и чувствовать себя в группе.

Также и торопить ребенка не стоит. Куда торопиться в Доме ребенка? Ведь дети – дома! Системно-векторная психология объясняет, что есть такие дети, которых торопить вообще нельзя. Это дети с анальным вектором. Они живут в своём замедленном ритме, это их природа.

Люди с кожным вектором любят успех, славу, деньги. Любят соревноваться с другими и побеждать. Но так как в Доме ребенка платят немного и славы достичь трудно, эти люди надолго здесь не задерживаются.

Хотя некоторые кожные девочки после прихода в Дом ребенка быстро сориентировались. У них быстрый ум и гибкое мышление. Выучились на логопеда или психолога и вскоре открыли своё дело. Другие остались в Доме ребенка логопедами. А это уже совсем другое, не то что обычная работа воспитателя детского дома или нянечки – мыть деток и штанишки менять.

Эмоциональные, сострадательные, артистичные работники детского дома

Представители зрительного вектора очень эмоциональны. Приходят в Дом ребенка по зову сердца. Умеют налаживать эмоциональные связи с детьми и сотрудниками. К работе подходят творчески. Сострадательны, любят детей. Много играют с ними, бегают, прыгают, смеются, поют. Часто привязываются к какому-нибудь ребёнку. Восхищаются им, балуют его. Могут усыновить ребенка.

Но если вектор не развит – не могут справиться с воспитанием. Много страхов, слёз, жалоб. Часто истощаются от своей сверхэмоциональности. Не всегда справляются с поведением детей в группе. Начинают кричать на них, дёргать, пугать. Но в группе могут создать что-либо красивое: раскрасить стены сюжетами из мультиков, сделать поделки, слепить игрушки и т.д.

Не многие работники детского дома знают, что пугать детей очень опасно, чревато последствиями. От страха у ребенка может резко упасть зрение. У детей, особенно со зрительным вектором, присутствует страх смерти, страх быть съеденным Бабой Ягой или хищником. Они всегда боятся разных монстров, привидений и ещё много чего. Всё это часто погружает детей в ужас. Вот почему должна быть филигранной работа воспитателя детского дома. Кроме этого, нужно читать детям правильные сказки.

Несколько зрительных воспитателей и врачей сильно привязались к детям и усыновили их. Но им пришлось уйти с работы и переехать в другой город, чтобы никто не знал, что ребёнок усыновлённый. Хотя нынче психологи советуют, что не нужно скрывать факт усыновления – всё равно дети рано или поздно узнают об этом, и проблем становится больше.

Другие работники детского дома: модели поведения и характеры

Люди со звуковым вектором к нам практически не попадают. Чаще всего они не любят детей, не замечают близких. Отчужденные, все в себе. Любят одиночество. Другие их раздражают. Они решают глобальные проблемы в своём уме, постоянно ищут смысл жизни. Больше их можно обнаружить среди отказников, чем среди сотрудников Дома ребенка.

Есть ещё очень интересные люди с кожно-зрительной связкой. Они любят детей, умеют наладить с ними эмоциональные связи. И дети их обожают, особенно подростки. Но их чаще можно встретить в школе, интернате или, по крайней мере, в детском саду. В Дом ребенка они попадают редко: им у нас скучно, негде развернуться.

Это очень творческие люди. Среди них много артистов, певцов, художников. Развитая кожно-зрительная женщина будет заниматься Домами ребенка на уровне меценатства, помогать на более высоком уровне, как, например, Чулпан Хаматова, которая помогает больным деткам.

У таких людей действительно – зов души. Но им нужен размах. Одного ребёночка маловато. Они понимают, что значит «все дети наши».

Кожно-зрительные артисты проводят концерты и благотворительные акции в помощь детям Домов ребенка и детских домов. Там они реализуют свои природные свойства, в том числе и себя на сцене показывают, и организовывают мероприятие.

Сейчас это стало частым явлением среди артистов, что очень радует. Благодаря и им тоже, наше общество стало уделять больше внимания детям, инвалидам, малоимущим людям. Может, наконец, что-то сдвинется в наших сердцах, головах и душах.

Работники детского дома работают с душой

Зарплата у сотрудников Домов ребенка небольшая, работа трудная, и работают там, в основном, люди с добрым сердцем, с Богом в душе, любящие детей и своё дело.

Зная Системно-векторную психологию, можно намного лучше понимать природу ребенка. А также более точно и правильно подбирать педагогический, медицинский и обслуживающий персонал для Дома ребенка и других детских учреждений.

Заинтересовавшимся лицам рекомендую посетить бесплатные онлайн-лекции по Системно — векторной психологии Юрия Бурлана. Регистрируйтесь здесь.

Автор Елена Вахрушева, педагог-психолог

Статья написана с использованием материалов онлайн-тренингов по системно -векторной психологии Юрия Бурлана Раздел: Педагогика

4 Окт, 2016 Комментариев: 12 Просмотров: 6993

svp.expert

Сотрудники детского дома: как учиться? чему учиться? | Милосердие.ru

Детским домам необходим совсем иной тип сотрудника, скорее всего медиатор, носитель общественных знаний и ценностей, специалист по человеческим ресурсам — HR-менеджменту. Это еще не привычное для русского уха словосочетание должно быть на слуху в сиротском учреждении, а профессия – одной из самых главных.

Довольно часто ко мне приходят письма с вопросами, чему учить сотрудников детского дома, кто их должен обучать и какой статус должен быть у этих людей. Чаще всего – это общественники и добровольцы, и не секрет, что штатные сотрудники порой не воспринимают их всерьез. Имеет место и своеобразная ревность к «людям со стороны», имеющим некую мотивацию для работы, недоступную и непонятную штатным работникам. Такое отношение может приводить к недопониманию и даже конфликтам. На мой взгляд, избежать такого отношения можно лишь, нанимая на работу специалистов в области HR-менеджмента, пусть и не всегда владеющих спецификой работы в детском доме. Основные моменты этой специфики необходимо обсуждать.

В детских домах работают в основном женщины. Заработная плата низкая. Средний возраст сотрудниц — 50 с лишним лет, а обновляется коллектив не за счет молодых кадров, а за счет… пенсионеров, покинувших другие сферы деятельности. Поскольку омоложения коллектива не происходит, его сознание весьма сложно повернуть к новым целям и задачам. Как правило, в таких учреждениях существует сплоченная команда сотрудников, так что необходимости у НR-специалистов работать на командообразование нет. Самая главная и сложная задача – именно направить эту команду на выполнение нужных, зачастую новых целей и задач. Сложность заключается и в том, что ответственности за качество деятельности никто не несет, замерить эффективность труда и предъявить какие-то требования – практически невозможны.

60 процентов сотрудников детдомов не имеют специального и высшего образования. В школах-интернатах образовательный уровень повыше. У большинства работников нет базового образования – впрочем, такой специальности как «сотрудник детского дома» в дипломах не встретишь. Я немного утрирую, такая особая специальность вряд ли и нужна. Но детским домам необходим совсем иной тип сотрудника, скорее всего медиатор, носитель общественных знаний и ценностей, специалист по человеческим ресурсам — HR-менеджменту. Это еще не привычное для русского уха слова должно быть на слуху в сиротском учреждении, а профессия – одной из самых главных.

Если вникнуть в суть работы любого детского дома, присмотреться к работе сотрудников, то нетрудно заметить, что основа здесь — это отношения между людьми и личные качества всех участников общего процесса. К сожалению, личностный рост в рамках сиротского учреждения останавливается довольно быстро. Связано это с отсутствием общей стратегии развития коллектива, а значит и каждого в нем. Сложность заключается в том, что детский дом — закрытое учреждение. Он как подводная лодка, где есть все, но лишь для внутреннего пользования. Чаще всего все кружки, секции, необходимые специалисты находятся внутри учреждения. Но если нет связи с внешним миром, иными субъектами, притока новых лиц и технологий, довольно сложно развиваться.

Чему же необходимо обучать персонал сиротских учреждений? Безусловно, нужно развивать компетенции и навыки, давать знания, которые можно применить на рабочем месте. Очень важно, чтобы носителем необходимая для детей информация, которая поможет им в самостоятельной жизни, исходила не от не приходящих добровольцев или наемных сотрудников, а тех, кого дети видят , с кем контактируют каждый день, кому они доверяют, к кому привязаны.

Что это за информация и навыки? Все, что происходит в детдоме, должно соотноситься с теми трудностями, которые поджидают выпускников детдома в будущей самостоятельной жизни. Сироты имеют гедонистические и потребительские установки — значит, необходимо развивать трудовые навыки, сдерживать потоки добровольцев с дарами, учить искать работу, работать в коллективе, прививать желание трудится. Сироты с огромным трудом создают семьи — значит, воспитатели должны быть носителями самих семейных ценностей и уметь донести до воспитанников информацию о них. Сироты юридически безграмотны — основные ответы должны находиться в головах сотрудниц, которые передают правовые знания детям на конкретных примерах. Сироты не умеют обращаться с деньгами – и этом может и должен обучить воспитатель.

Сотрудники детских домов должны теснее работать со школой, где обучаются дети, навещая ее не только когда кто-нибудь разобьет окно. С учителями необходимо говорить о том, чтобы полученные детьми оценки были справедливыми – без скидок на сиротский статус. Известно, что часто детдомовцамм ставят «тройки» автоматом, а значит, «тройка» сироты отличается от тройки домашнего ребенка. Приучившись к такой оценке своего труда, сирота перестает учиться, выполнять домашние задания и отнюдь не стремится получить качественное образование – а зачем?

Рабочее место воспитателя нужно компьютеризировать, научить пользоваться Интернет-сервисами, виджетами-гаджетами и прочими достижениями современной техники. Не менее важно обучить сотрудникам обладали техниками саморефлексии, отсутствие которой приводит к профессиональному выгоранию. Детдом не должен жить отдельной жизнью и стоять на ее обочине. Он обязан взаимодействовать другими субъектами (добровольцы, школа, научные и образовательные учреждения, будущие места работы и учебы выпускников), чтобы так же развиваться на благо детей, да и самого коллектива. Эффективность сиротского учреждения определяется высоким процентов успешных выпускников. Это должно стать основным мотивом развития детского дома. При такой постановке вопроса непременно повысится уровень квалификации специалистов учреждения, а субъекты взаимодействия пересмотрят свое отношения к детском дому.

Главным в сиротском учреждении должна стать система, гибко реагирующая на общественныевызовы и изменения, а отнюдь не плазменные телевизоры и развлечения. А пока в детский дом, замещая систему, захаживают время от времени добровольцы, которые пытаются решить весьма вопрос, вкладываясь лишь в детей, напрочь забыв о главных действующих лицах процесса — воспитателях. Ведь именно последние, получив помощь и поддержку, смогут изменить свое отношение к тому, чем занимаются все свое рабочее время. Обзаведясь новыми знаниями и умениями, они захотят изменить систему, и измениться самим, только это необходимо им предложить и оснастить всем необходимым. Но и конечно поощрять, продавая те, же плазменные телевизоры, которые тащат в детский дом.

www.miloserdie.ru


Смотрите также


© BizHobby.ru Хобби - как бизнес, бизнес - как хобби. Карта сайта