Холодные продажи. Страшный зверь! А страшный ли?

Холодные продажиЯ всегда думала, что не могу навязывать свое мнение другим людям. И что мне тяжело общаться с незнакомыми людьми. Да и со знакомыми, если это как-то связано с моей выгодой.

А еще я всегда думала, что никогда не буду заниматься холодными продажами. Что работать на холодных звонках могут только какие-то мало эмоциональные роботы. А я… я никогда этого не делала и не буду.

Но… есть одно но…

Буквально на этой неделе я вспомнила один факт из моей жизни.

В 19 лет я работала в кофейне. Это была французская кофейня в Москве, в самом центре города, с определенными понтами. Основная фишка этой кофейни, которая называла себя французской, был шоколад Godiva. Этот шоколад стоил безумно дорого, особенно по моим студенческим голодным меркам. При этом з/п у меня была всего 150 долл. Да и у остального персонала з/п оставляла желать лучшего. А еще были проценты. Проценты с продаж.

Моя должность была достаточно забавной. Я должна была в поварской фирменной черной форме стоять в зале и готовить конфеты — фрукты в том самом шоколаде Godiva. Эдакий клоун-манекен в зале. Сейчас такие конфеты делают все, кому не лень. И в кафе и дома. Но тогда это было что-то особенное.

Я стояла в зале за специальной красивой тумбочкой. В тумбочке сверху была дырка для жестяной миски. В эту миску насыпался шоколад (он был мелкими полу-шариками, как колотый горох, только в 2 раза крупнее). А внутри тумбочки была система, поддерживающая у шоколада определенную температуру — 36° для черного шоколада. Я должна была приходить на работу за 1 час до открытия, чтобы поставить миску с шоколадом в эту тумбочку и ждать, когда он растопится. Растапливать шоколад в более горячей температуре было нельзя, он же стоил кучу денег и мог испортиться.

На кухне у меня была еще одна тумбочка попроще. Для молочного шоколада, температурой 33°. А на печке, в которой кондитеры выпекали свои мучные изделия, стояла еще одна миска — с белым шоколадом. Денег на третью тумбочку у понтовой кофейни не хватило. На той печке много всего стояло и у каждого сотрудника кофейни, в том числе у меня, был как минимум один шрам от этой печки, т.к. стояла она высоко и достать что-то не прикоснувшись к ней было крайне трудно.

Но основная моя обязанность была совсем не изготовление конфет. Основная моя задача была ждать, когда посетители кофейни сделают свой заказ, выждать паузу, подойти к ним со специальным меню и предложить конфеты. Тогда я еще не знала, что это называется так страшно — холодные продажи. Но ничего, пару раз попробовав, я привыкла и у меня почти не вызывала дискомфорта необходимость впаривать конфеты, жутко дорогие, естественно.  Конфеты стоили 35-45 руб, при этом 5 руб. были мои. Посетителей в кофейне было не много, намного меньше, чем понтов, поэтому в день я зарабатывала дополнительно руб. 50, пару раз доходило почти до 100, а иногда и вообще ничего. Не очень-то большой стимул даже по моим голодным меркам.

Хотя работала я хорошо. Начальство было довольно и говорило, что я продаю намного больше моего напарника и предыдущих работников. И клиенты были довольны. Кстати, одной из фишек была еще возможность клиенту сделать себе конфеты самому под моим чутким руководством. Вот это уже мне нравилось. Люди получали удовольствие от столь экзотического времяпрепровождения, а меня это хоть как-то отвлекало.

Надо сказать, работа была адской. 14 часов на ногах в каких-то неудобных тапочках, у меня безумно болели ноги, я предлагала людям конфеты, считая что это полный бред покупать их по этой цене. Приползала домой после полуночи, а рано утром должна была опять идти на работу. Кроме впаривания конфет, я должна была следить за температурой холодильника, помогать в кондитерке и иногда в холодном цеху и сохранять все время улыбку.

А еще за время работы я не попробовала ни одной конфеты. Кофейня была такая понтовая, что сотрудника, впаривающего конфеты, не могла позволить себе угостить хотя бы одной конфеткой за 35 руб. Даже если бы я принесла 1 клубничку с собой, и окунула бы ее в этот безумно крутой шоколад, меня бы оштрафовали. И вообще такого понятия, как скидка для сотрудников и, тем более, продажа по себестоимости, там не было.

Кстати перед началом работы, мне выдали целую папку с информацией, про историю шоколада, которую я должна была выучить и рассказать. При этом никому, кроме начальства, я эту историю никогда не рассказывала.

Так вот, к чему это я все. Во-первых, холодные продажи, да и вообще продажи, не так страшны, как кажется на первый взгляд. И даже при отсутствии нормального стимула, человек это может делать нормально. Представляете что будет, если стимул будет высок?

Марина Богода

Леди Годива

Продажи

3 комментария к записи “Холодные продажи. Страшный зверь! А страшный ли?”

  1. Елена:

    Много про Ваш опыт тяжёлой и изнуряющей работы, мало про холодные продажи. То есть, Вы в красках обозначили что они были, но вообще не раскрыли тему КАК Вы это делали, ПОЧЕМУ у Вас получалось лучше, чем у других сотрудников и в чём эта техника продаж состоит в принципе…

    • Елена, спасибо за комментарий!
      Про техники продаж обязательно будет позже! Здесь основное, что я хотела сказать, что это не так страшно, как многим кажется.
      А про продажи мы будем писать очень много и именно техник и упражнений:-)

  2. Мила:

    Боже! Как вкусно написано!!! Аж самой захотелось эту конфетку) А такие «работы» я умаю, случались у многих, особенно в студенческие годы (если конечно тебя не содержали родители)Моя школа выживаемости с 16 лет научила меня впаривать «от мертвого осла уши», так что это хорошая школа и ее надо пройти.

Оставить комментарий